Кризис контрабандистов
Пожалуй, немалое число «серых» мобильников, пришедших в эти годы в Россию, стало одной из причин, позволивших увеличить объём и снизить стоимость сотового телефона до такого уровня, чтобы его мог купить любой гражданин. Не удивительно, что когда мобильный телефон появился практически у всех, началась масштабная борьба с «серыми» телефонами.
В 2005 году поразила своим размахом операция МВД РФ по изъятию нелегальных мобильных телефонов. Стражи порядка конфисковали около 300 тонн упаковок с сотовыми телефонами, оценочная стоимость которых 80-100 млн. долларов. Спустя две недели было изъято ещё 55 тонн. Хочу напомнить, что средний мобильник весит порядка 100 граммов.
Контрабанда, по закону, является одним из тяжких преступлений (ст. 188 УК РФ). В свое время по делу о нелегальном ввозе мобильников были осуждены 6 сотрудников Шереметьевской таможни. Ущерб, нанесённый государству данной группировкой был оценён в 2 млрд. рублей.
Безусловно, контрабанда в столь крупном размере наносит существенный вред экономике государства. К тому же «серый» рынок является местом сбыта краденых мобильных телефонов. Страдают от этого и производители, и продавцы, и покупатели. Выигрывают только операторы, которым не запрещено предоставлять свои услуги абонентам с любым мобильным телефоном.
Стоит привести такие цифры: до операций МВД в 2005 году «серые» мобильные телефоны составляли 90% всех ввозимых. После «августовского кризиса» этот процент снизился до 10-20% (по другим данным до 30-40%). Результат очевиден. Но на рынке усилия таможенников оценивают по-разному. Существует мнение, что ФТС перекрыла только самые крупные каналы нелегального ввоза, причём в основном в Москве. Мелкие же контрабандисты других регионов продолжают процветать.
IMEI в помощь
Есть ли другие способы борьбы с контрабандой мобильных телефонов, кроме конфискации на таможне или со складов? Безусловно, разрабатываются и другие механизмы контроля. Рассматривался вопрос о необходимости обязательно декларировать модель товара. Это необходимо для того, чтобы избежать декларирования дорогостоящих товаров под дешёвые модели. Также ведётся работа по созданию единой базы данных по ценам, для того чтобы можно было их сравнить с декларируемой стоимостью. Помимо этого на границах устанавливаются новые инспекционно-досмотровые комплексы.
С проблемой контрабанды мобильных телефонов борется не только ФТС, но и МВД. Разработан целый комплекс мер. Рассматривается возможность введения обязательной регистрации IMEI (пятнадцатизначный «личный номер» каждого мобильного) при ввозе телефонов.
Такая регистрация позволила бы избежать ввоза в Россию мобильных телефонов, украденных в других странах. Кроме того, появляется возможность контролировать ситуацию внутри собственной страны. Прецеденты уже имеются. Подобную базу данных имеет МВД Башкирии, и этот список постоянно обновляется. Думаю, что силовые структуры будут стремиться к созданию общероссийской базы данных IMEI. Это позволит выявлять так называемые перепрошитые мобильные телефоны - мобильные телефоны, у которых незаконно сменили личный номер.
И всё же данной меры недостаточно. Ведь операторам сотовой связи на данный момент ничто не мешает обслуживать хоть сотню телефонов с одинаковым IMEI. Только закон о запрете предоставления услуг связи в подобной ситуации может что-то изменить. Таким образом, на сегодняшний день для РФ важнее даже не сами операции по борьбе с контрабандой мобильных телефонов, а создание соответствующей законодательной базы. Пока же производители стараются своими силами препятствовать появлению «серых» телефонов на рынке. Новинки сотовой связи после незаконной смены исходных настроек просто перестают работать или начинают совершать множество ошибок.
Плата за качество
Существует ещё один метод борьбы с контрабандой мобильных телефонов – это маркировка. Она преследует цель получить достоверные сведения о перемещении, реализации, обороте мобильных телефонов. Проблема же данного метода в том, что он охватывает, по преимуществу, «белые» телефоны. Стоимость «белого» мобильника при этом может существенно возрасти, а срок поставки телефонов увеличивается до 1-1,5 месяцев. По оценке специалистов, подобная мера нисколько не препятствует нелегальному ввозу несертифицированных и немаркированных телефонов.
Кроме того, «серые» мобильные телефоны во многом реализуются через комиссионную торговлю. Соответственно, либо данную область деятельности следует брать под жёсткий контроль, либо совсем её сворачивать.
Рынок мобильных телефонов больше других подвержен «серым» и «чёрным» схемам по трём причинам: это очень компактный и дорогой товар, быстро обновляется модельный ряд, успех зависит от ценовой разницы всего в несколько процентов. Легализация возможна лишь при условии, что на «белую» схему ввоза перейдут все. Иначе добросовестному импортёру придётся работать в неконкурентоспособных условиях. Следовательно, поле для деятельности таможенной, налоговой служб и МВД просто огромно.
Всё многообразие методов борьбы с контрабандой мобильных телефонов в целом оказало существенное положительное влияние на рынок. Основные игроки перешли к самостоятельному импорту, что позволило повысить прозрачность каждой компании в отдельности, так и рынка в целом. Потребители же получили гарантию приобретения качественного товара. «Минусом» подобной борьбы является лишь подорожание «белых» мобильных телефонов.
Но, думаю, это небольшая проблема. Ведь мобильный телефон уже прочно вошёл в нашу повседневную жизнь. К тому же данная продукция постоянно дешевеет из-за появления новинок, а уровень доходов населения в России постепенно растёт. В результате увеличение стоимости мобильных телефонов не столь заметно, хоть и было существенно осенью 2008 года, в разгар кризиса. Для современного российского потребителя важнее марка телефона и его качество, а за всё это, как известно, не только надо, но и стоит платить.
По разным оценкам, объем серого рынка телефонов в России сегодня составляет не более 2-3%.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 31 июля 2009 г.