Виртуальный фанатизм
Не секрет, что для многих телефон является не только необходимым средством коммуникации, но и близким и надежным другом. Нередко к мобильному начинают относиться как к живому существу. А живым существам тоже ведь нужно общение – хозяев как-то маловато.
Вот и придумали сначала мобильные операторы, а потом – и сами владельцы телефонов, создать специальные сайты, где можно было бы по душам пообщаться с такими же фанатами, узнать новости мобильного мира, скачать программы-новинки для любимой модели телефона, игры, мелодии – всё, что может скрасить нелегкую жизнь мобильному другу.
Так и стали расти, словно грибы после дождя своеобразные фан-клубы любителей мобильных телефонов. И уж поверьте, их никак не меньше, чем сообществ футбольных болельщиков, будь то «Манчестера Юнайтед», «Челси» или московского «Спартака».
У многих виртуальных ресурсов, собирающих на своих страничках мобильных фанатов, доменные имена совпадают с названиями крупных компаний, выпускающих трубки. Сайтов, посвященных Nokia, Sony Ericsson, Samsung и прочим гигантам сотовой индустрии, сегодня великое множество. Как правило, это не просто интернет-странички, а целые порталы, с помощью которых можно найти практически все. К примеру, самый свежий софт, нужную информацию, интересное общение в форуме.
Немало виртуальных фан-клубов, сайтов и сообществ в блогосфере, посвященных конкретным моделям телефонов. Немало, к примеру, клубов по интересам, созданных владельцами Nokia N95 или
Samsung D900, а также других моделей. Впрочем, как показывает практика, участники подобных объединений без всякой вражды относятся к обладателям других моделей. До фанатских стычек, как, например, между поклонниками футбольных сборных Германии и Турции, слава Богу, не доходит.
Nokia N95 – более 10-ти миллионов обладателей
Виртуальные сообщества любителей мобильников создаются и в социальных сетях, и в дневниках. Если говорить о блогосфере, то чаще всего российские поклонники телефонов создаются клубы по интересам в Livejournal, Liveinternet и Diary.
Йа мобилко
А бывает и такое, что сообщества, и даже целые сайты создают не просто по производителям, но и по отдельным телефонам. Примером тому стал выпущенный в начале 2007 года iPhone от компании Apple. Много воды утекло с тех пор, но за два с небольшим года этот аппарат стал не только самым упоминаемым в сети за всю историю телефонов, но и обзавелся целыми проектами. Полагаю, их существует великое множество в западной части Интернета, но нас больше интересует Рунет. Даже в России отдельных ресурсов по iPhone нашлось порядка десяти – от малого до большого по уровню исполнения. Наиболее крупным является сайт iPhones.ru, объединивший в себе целую армию фанатов. На сайте есть тематическая конференция для обсуждения всех тонкостей аппарата, новостная лента по категориям дает возможность пользователям быть в курсе всех событий, происходящих вокруг любимого телефона. Неудивительно, что аудитория данного сайта сопоставима с другими крупными ресурсами о мобильной связи. А еще говорят, что iPhone в России непопулярен.
Награда для знаек
Сообщества фанатов мобильников, населяющих блогосферу, на мой взгляд, несколько консервативны. Общение ведется исключительно на заданную модераторами темы. Обсуждаются ринтоны, игры, даются советы, как удобнее написать свое сообщение в ЖЖ с мобильного, а также предложения продажи и покупки. Разбавляют эти сообщения уведомления модераторов об очередной тысяче новых участников. Мало кому придет в голову обсудить такие необычные темы как, скажем, стихи, написанные при помощи SMS, или влияние мобильных на жизнь футболистов.
Обособленно от мобильных телефонов, существует сообщество любителей смартфонов и коммуникаторов. Тематика этих сообществ более разнообразна. К примеру, страждущим дается помощь в решении проблем, связанных с неудобной раскладкой, установкой новых программ, выборе оператора и так далее.
Кроме того, здесь также проводятся свои конкурсы. Последние имеют даже собственных спонсоров. Так, помнится, был конкурс на тему: «Как Windows Mobile помогает тебе организовать свою жизнь?», победитель которого получил коммуникатор HTC P3350, а два других призера – майки с логотипом Windows Mobile. Проявить свои знания по теме, которая тебе неимоверна близка, и получить награду – что может быть лучше?
В контакте с мобильником
Немало клубов любителей мобильных телефонов появилось и в социальных сетях. Не знаю, как другим, но особого энтузиазма посещение этих ресурсов у меня почему-то не вызвало. К примеру, «Одноклассники» разочаровали сразу и бесповоротно.
Помимо стандартных сообществ выпускников школ и вузов, существует возможность создавать группы по интересам. Казалось бы, вот вам прямая возможность создать клуб-тысячник, и наслаждаться общением. Не тут-то было! Группы, по умолчанию создаваемые как закрытые сообщества, не только не доступны без приглашения администратора или модератора такой группы, но и практически не доступны для поиска. Происходит это потому, что поиск на сайте существует только по имени-фамилии, но никак не интересам человека, а уж поиск по группам даже не предусмотрен.
Совсем иная ситуация в социальной сети «В контакте». Здесь можно создать или найти любую группу по своему вкусу. Аудитория ресурса достаточно молода и с удовольствием общается на любые тему, а уж на мобильные - подавно. В этом, пожалуй, и заключается основное различие от аудитории «Одноклассников». Специально решил потратить лишние полчаса для изучения возрастной аудитории «В контакте». Картинка получилась следующая: пик приходится на 1988 г.р – более 1,5 млн. пользователей, а также молодые люди 87-90 годов рождения – таких порядка 4,5 млн. в общей сложности. В случае с одноклассниками ситуация обратная – это люди немногим старше 30-ти лет. Подобным пользователям в меньшей мере интересна перспектива активного обсуждения современных мобильных телефонов. Что называется, переболели подобными игрушками.
Еще один момент, который хотелось бы упомянуть помимо возрастных категорий пользователей – это вопрос удобства ведения групп по интересам. Сеть «В контакте» предоставляет больше технических возможностей для ведения сообществ, плюс абсолютное большинство считает именно эту сеть более понятной и удобной.
Так, «В контакте» участники группы под названием «Клуб владельцев NOKIA» обсуждают новинки мобильной связи и особенности работы того или иного девайса, создают опросы, планируют мероприятия, и все прочее, что связано с брендом. Как видно, это работает. В настоящий момент в группе состоит более одного миллиона пользователей, что позволило сообществу стать крупнейшим в социальной сети по тематике мобильной связи.
Участники группы под названием «Мобильная жизнь и все, все, все!!!» обмениваются объявлениями о купле-продаже телефонов, также обсуждают новинки, участвуют в опросах на тему, какой оператор лучше, сколько денег уходит в месяц на мобильную связь, как часто приходиться менять мобильный телефон и т.п. Разница от предыдущей лишь в том, что для обладателей телефонов разных производителей выложены ссылки на специальные ресурсы. Кроме того, участники с удовольствием шутят и обмениваются SMS-приколами.
В упомянутой социальной сети немало других групп, посвященных телефонной тематике: «Группа для тех, кто достает мобильник из кармана, чтоб посмотреть время, потом убирает его и вспоминает, что забыл время посмотреть», «Группа для тех, кто, когда звонят родители на мобильный,говорит друзьям тсссссссссс, а они в свою очередь начинают еще больше орать, кричать в трубку, то-то неприличное...», «Группа людей, которые бросают свой мобильный где попало, а потом ищут его по всей квартире» и подобные.
Как видим, их создатели предусмотрели все возможные аспекты отношений между человеком и мобильным телефоном. Любители мобильной техники предпочитают, как правило, объединяться в виртуальном пространстве. Возможно, это объясняется самой спецификой сотовой связи, предусматривающей общение на расстоянии.
Впрочем, организация любого фан-клуба, объединяет ли он поклонников рэпа или любителей бисероплетения, подразумевает, в первую очередь, общение с единомышленниками. А уж потом-то обмен информацией о предмете поклонения. Потому не важно, каким образом и в каких формах представлено общение фанатов мобильной техники – важно, что они есть. И если существуют фан-клубы любителей мобильных – значит, это кому-то интересно.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 13 июля 2009 г.