Группа компаний Divizion объявила итоги исследования российского рынка смартфонов за 2005 год и первое полугодие 2006 года.
В 2005 году на российском рынке было продано 947 тысяч штук смартфонов на сумму 558 миллионов долларов. Если учесть, что объем российского рынка мобильных телефонов в 2005 году составил 31,5 миллиона штук, то доля смартфонов составила 3%. В денежном выражении доля рынка смартфонов составила 10,7% при общем объеме рынка телефонов в размере 5,2 миллиарда долларов. Безусловным лидером продаж смартфонов в 2005 году стала компания Nokia. Ее доля увеличилась по сравнению с 2004 годом с 76,3% до 81,4%. Продажи смартфонов остальных вендоров распределились следующим образом: Sony Ericsson - 7,2%, Siemens - 6,4%, Motorola - 2,7%, Qtek - 1,7%.
В течение года наблюдалась положительная динамика продаж: 1 квартал - 118000 шт. (12,5% от общего объема продаж за год), 2 квартал - 202000 шт. (21,3%), 3 квартал - 281000 шт. (29,7%), 346000 шт. (36,2%).
Продажи смартфонов по федеральным округам распределились следующим образом: Центральный ФО - 298000 шт. (31,5%), Северо-Западный ФО - 116000 шт. (12,2%), Южный ФО - 149000 шт. (15,7%), Приволжский ФО - 126000 шт. (13,3%), Уральский ФО - 109000 шт. (11,5%), Сибирский ФО - 119000 шт. (12,6%), Дальневосточный ФО - 30000 шт. (3,2%).
Средняя розничная цена смартфона в 2005 году составила 589 долларов, что в 3,5 раза больше средней цены на мобильный телефон в 2005 году, составившей 165 долларов. Рост средней цены на смартфон определяется общим увеличением реплейсмента мобильных телефонов, увеличением количества покупок с использованием услуги потребительского кредитования.
В первом полугодии 2006 года было реализовано 478 тысяч смартфонов, что на 149% больше по сравнению с продажами первого полугодия. В первом квартале 2006 года было продано 194000 шт., во втором квартале - 284000 шт. По сравнению с продажами 1 и 2 кварталов 2005 года рост объема продаж в двух кварталах текущего года составил 164% и 141%, соответственно. Объем продаж смартфонов в первом полугодии 2006 года в денежном выражении составил 250 млн. долларов.
Список лидеров претерпел изменения. В 2006 году компания Samsung представила на российском рынке новые смартфоны. Выпустив сразу 3 новинки, компания, до сих пор не присутствовавшая в данном сегменте, смогла выйти в число лидеров и занять 2 место с 11,1% рынка. Выход Samsung в данный сегмент сказался на долях остальных производителей. Так, упала доля Nokia c 81,4% до 78,7%, сократились доли Sony Ericsson (c 7,2% до 5,9%), Motorola (c 2,7% до 1,3%). Увеличилась доля Qtek c 1,7% до 2,5%. В 2005 году Siemens перестал поставлять на рынок единственный смартфон - SX1. Отсутствие смартфонов в линейке вывело данного производителей из списка участников рынка смартфонов в России.
В первом полугодии 2006 года доля продаж смартфонов в Центральном ФО сократилась и составила 29,1% от общего объема продаж смартфонов в России. Доли продаж смартфонов всех остальных увеличились, за исключением Южного ФО, чья доля осталась на прежнем уровне. Если учесть, что объем российского рынка мобильных телефонов в первом полугодии 2006 года составил 13,5 млн. штук (1 квартал 2006 - 6,5 млн. шт., 2 квартал - 7 млн. шт.), то доля смартфонов составила примерно 3,5%.
При уменьшении объема рынка в целом, сегмент смартфонов показал рост как в относительном, так и в абсолютном выражении. Продукт востребован потребителями и, ввиду своей прибыльности и перспектив, интересен производителям. Это залог того, что в недалеком будущем смартфоны станут еще "умнее", доступнее по цене, и займут значительную долю рынка мобильных телефонов.
Прогнозируется, что объем российского рынка мобильных телефонов на конец 2006 года будет на уровне 28 млн. терминалов (для сравнения: в 2005 году на российском рынке было продано 31,5 мл. мобильных телефонов), а объем продаж смартфонов на уровне 1,3 млн. штук, то есть доля смартфонов от общего рынка мобильных телефонов увеличится по сравнению с 2005 годом с 3% до 4,6% в 2006 году.