Обострение конкуренции на отечественном рынке и фактическое отсутствие больших перспектив его дальнейшего роста заставляет МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" искать возможности для развития бизнеса в соседних странах. С 2001 года российские мобильные операторы потратили на экспансию в СНГ почти 1,4 млрд. долларов.
С 2001 года, когда началась экспансия российских сотовых компаний на рынки СНГ, МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" потратили на приобретение местных компаний 1,38 млрд. долларов, подсчитали аналитики компании iKS-Consulting.
В России на 31 июля 2006 года насчитывалось 140,3 млн. абонентов мобильной связи. Уровень проникновения составлял 97%. Рынок почти исчерпал возможности экстенсивного роста. В таких условиях российским сотовым операторам не остается ничего другого, как искать другие рынки, где уровень проникновения не так высок и где остается спрос на сотовую связь.
Даже на Украине уровень проникновения (76% - ред.) оставляет возможности для дальнейшего роста, что делает эту страну привлекательной для инвестиций. В Белоруссии число абонентов сотовой связи составляет 5 млн., а уровень проникновения еще ниже – 51%.
В остальных странах СНГ уровень проникновения сотовой связи не превышает 50%: в Казахстане - 44%, Грузии - 43%, Азербайджане – 35%, Молдавии - 28%, Армении – 23%, Киргизии – 15%. В Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане степень проникновения ниже 10%.
Наименее активен в области слияний и поглощений на рынках СНГ "Мегафон". Пока компания отметилась лишь тем, что в 2001 году стала соучредителем с "Точиктелекомом" компании "ТТ-Мобайл" в Таджикистане.
МТС и "Вымпелом", напротив, развернули настоящую экспансию в страны Содружества. Пока по объему абонентской базы в СНГ лидирует МТС, в основном за счет украинского рынка, на котором компания присутствует с 2003 года. Тогда за 373 млн. долларов российская компания купила 100% крупнейшего сотового оператора Украины UMC. В свою очередь в конце 2005 года "Вымпелком" купил 100% акций украинского оператора мобильной связи компании "Украинские радиосистемы" (сеть WellCOM) за 231,3 млн. долларов плюс обязательства в размере 24,8 млн. долларов.
Но "Вымпелком" активизировался во второй половине 2005 года – первом полугодии 2006-го, став лидером по приобретениям. Поэтому доля компании в абонентской базе СНГ пока не так велика, как у основного конкурента.
Самая ожесточенная борьба между российскими операторами развернулась на азиатском и закавказском рынках.
МТС закрепилась в Киргизии за счет покупки в 2005 году 51% Tarino Ltd. за 150 млн. долларов (оператор "Бител") и в Туркменистане, купив там в том же году 100% BCTI за 46,57 млн. долларов. Киргизскую покупку МТС оспаривает компания "Резервспецмет", которую участники рынка считают аффилированной с "Альфа-Групп" - акционером "Вымпелкома". Спор между компаниями доводил до захвата офисов "Битела".
"Вымпелком" впервые заявил о себе на рынках СНГ в 2004 году, купив в Казахстане 100% "Кар-Тел" за 350 млн. долларов с обязательством на 75 млн. долларов. В 2005 году компания вышла на рынок Таджикистана, купив 60% акций "Таком" за 12 млн. долларов. А в 2006 году "Вымпелком" купил 51% грузинского оператора "Мобител" за 12,6 млн. долларов.
Компании стали конкурентами в Узбекистане. В 2004 году МТС приобрела 74% "Уздунробита" за 121 млн. долларов, а "Вымпелком" решился сразу на две покупки в 2006 году. Оператор выкупил компании Buztel за 60 млн. долларов плюс обязательства на 2,4 млн. долларов и Unitel за 200 млн. долларов с обязательствами на 7,7 млн. долларов.
Одной из последних стала покупка МТС 74,99% компании "Дагтелеком", которая позволит компании выйти на рынок мобильной связи Дагестана.