Сотовые операторы США долго возражали против рассылки их абонентам рекламных сообщений, но теперь ситуация изменилась. Крупнейшие операторы предоставили рекламодателям прямой доступ к пользователям сотовой связи. Они надеются, что небольшие экраны мобильных телефонов вскоре станут таким же мощным инструментом маркетинга, как персональные компьютеры, подключенные к Интернету.
Сотовые компании Sprint Nextel и Verizon Wireless начали в тестовом режиме показывать абонентам рекламные баннеры в качестве дополнения к деловой и развлекательной информации, пересылаемой на их сотовые телефоны. Информированные источники сообщают, что в ближайшие недели Sprint намерена объявить о начале новой рекламной программы. В частности, прежде чем доставить абоненту запрошенную им информацию, компания собирается показывать ему 10-секундный рекламный видеоролик. Внедрить рекламу в своей сети готовится и Verizon Wireless. “Мы сейчас пробуем некоторые новые модели бизнеса”, — говорит представитель этой компании Джеффри Нелсон.
Тем временем интернет-компания Yahoo! заключила сделку с фирмой go2 Directory Systems, специализирующейся на продаже телефонных справочников и каталогов. По условиям сделки спонсируемые Yahoo! рекламные каталоги будут появляться в составе справочников, которые go2 Directory предлагает абонентам Verizon Wireless, Sprint и Cingular Wireless. Абонент, который ищет в справочнике адрес, скажем, местного ресторана или кинотеатра, будет получать ссылки на рекламодателей — клиентов Yahoo!.
Большинство сайтов, предназначенных для просмотра на мобильных устройствах, рекламу пока не размещают. Некоторые компании размещают ее на своих “беспроводных” сайтах, но абоненты, как правило, заходят с помощью мобильных устройств лишь на те сайты, которые подконтрольны их сотовым операторам. Поэтому планы сотовых компаний дополнить мобильный контент рекламой могут дать мощный толчок рекламному бизнесу в Интернете.
До сих пор операторы не шли на это, опасаясь отпугнуть клиентов, которые справедливо считают сотовый телефон частью своей личной жизни. Пока ни один крупный оператор не заявлял о намерении показывать рекламу на главной странице своего сайта или на экране звонящего абонента. Но доходность услуг передачи голоса снижается, и поступления от рекламы могли бы компенсировать снижение этих доходов. К продаже рекламы операторов подталкивают и поставщики беспроводного контента — в частности, деловых и спортивных новостей и развлекательных видеоклипов. Как правило, клиенты без энтузиазма относятся к идее получать такой контент за плату.
Реклама в беспроводных сетях интересна рекламодателям, поскольку позволяет обратиться к целевой аудитории более точно, чем, к примеру, при рекламе на ТВ или в печатных СМИ. Сотовые операторы располагают обширной информацией о своих клиентах, включая суммы счетов и местонахождение людей во время разговора по телефону.
Определив, какие из “беспроводных” сайтов посещает клиент, оператор может целенаправленно выбирать рекламный материал в соответствии с предпочтениями владельца телефона. Возможно, многие абоненты согласились бы получать рекламу, если бы взамен оператор предоставлял им скидку. “Важно только, чтобы подобное вмешательство не вызывало раздражения у абонентов, — говорит вице-президент Sprint Пол Реддик. — Здесь требуется очень осторожный и взвешенный подход”. (WSJ, 16.08.2006, Александр Силонов)