Июльские результаты подключений абонентов к сотовым сетям оказались любопытными. По данным двух аналитических компаний — ACM-Consulting и J’son & Partners, почти половину всех новых пользователей в России подключила МТС (41,4%), а на "Вымпелком", на протяжении многих месяцев традиционно подключавший не менее 22% абонентов-новобранцев, в июле не пришлось и 9% чистых подключений. Правда, дилеры, продающие более 80% сотовых контрактов, ставят лидерство МТС под сомнение.
По данным ACM-Consulting, в июле МТС обошла “Вымпелком” по количеству привлеченных абонентов более чем в 4,7 раза. На МТС пришлось 41,4% всех подключенных — 1,7 млн человек, а на “Вымпелком” — лишь 8,8%, или 527 000. Особенно активно МТС подключала клиентов в Москве: здесь ее доля в чистых подключениях (подключения минус отток) составила 46,7%. Следом за ней шел московский “Мегафон” (42,1%), а “Вымпелком” занял лишь 3-е место (9,8%). Такие скромные показатели для “Вымпелкома” редкость: на протяжении последних 12 месяцев его доля в общероссийских подключениях стабильно составляла 22—36%, а в Москве — минимум 13,7%.
В июле “Вымпелком” списал в отток большое количество “новогодних абонентов”, объясняет руководитель направления по работе со СМИ компании Юлия Остроухова. “Мы чистим абонентскую базу раз в полгода, так что на первые летние месяцы приходится максимальный отток абонентов, подключившихся в рамках предновогодних акций”, — рассказывает она. В июле на почти 2 млн подключений пришлось около 1,5 млн “мертвых” абонентов. Похожая ситуация была и год назад, в июле 2005 г.: тогда, напоминает Остроухова, отток составил 1 млн абонентов, а подключились 2,6 млн.
Вполне возможно, что отток частично повлиял на показатели “Вымпелкома”, допускает аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева. У МТС, по ее данным, значительная доля прироста была обеспечена за счет людей, подключившихся к тарифу “Первый”. Кроме того, в июле МТС приобрела компанию “Дагтелеком”, обслуживающую 170 000 абонентов, напоминает она. Пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин связывает июльские успехи своей компании с запуском нового бренда и популярностью тарифа “Первый”.
По словам Астафьевой, более 80% операторских контрактов сейчас продается через дилеров. “Ведомости” опросили представителей шести дилерских сетей, и лишь в одной из них, Divizion, продажи контрактов МТС в июле составили около половины от всех проданных — 45% (на “Мегафон” пришелся 31%, а на “Вымпелком” — 24%).
Данные четырех крупнейших сетей — “Евросети”, “Связного”, Dixis и “Беталинка” — свидетельствуют о совершенно ином раскладе. Согласно их данным, за 1-е место по подключениям в России спорят “Вымпелком” и “Мегафон”, в Москве же “Мегафон” остается бесспорным лидером. “Мы не наблюдаем большого отрыва МТС от конкурентов”, — говорит руководитель дилерского департамента “Евросети” Дмитрий Сидоров.
По его словам, в последние два месяца салоны “Евросети” продали больше всего контрактов “Вымпелкома”, на 2-м месте — “Мегафон”, а МТС — лишь на 3-м.
В салонах “Связного”, по словам представителя компании Елены Ноготковой, контрактов “Вымпелкома” в июле было продано в 1,9 раза больше, чем контрактов МТС, а “Мегафона” — в 1,4 раза больше. А абонентов “Вымпелкома”, подключенных за июль в московских салонах “Связного”, оказалось вдвое больше, чем подключившихся к МТС.
В компании Dixis данных по всей России за июль не оказалось. А в ее московских подключениях за июль 42,3% пришлось на “Мегафон”, 33,7% — на “Вымпелком” и 24,1% — на МТС. “МТС немного сбавила темпы роста, сосредоточившись на ребрендинге, а не на продуктовом предложении, "Вымпелком" же остался одним из лидеров по подключению в России”, — считает руководитель департамента PR и внешних связей Dixis Татьяна Москалева.
По словам гендиректора “Беталинка” Валерии Солок, в июле в салонах компании по всей России лучше всего продавались контракты “Вымпелкома”, а на 2-м месте был “Мегафон”. Но аналитики руководствуются теми цифрами, которые предоставляют им сами операторы, разводит руками аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.
Алявдин из МТС отмечает, что данные за июль его компания составляла по той же методике, что и за все предыдущие месяцы. Показатели оттока МТС традиционно не раскрывает. По сведениям ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, отток у МТС и “Вымпелкома” практически одинаковый. “Но в каждой компании существуют инструменты нивелирования оттока, и в отчетах по МТС мы наблюдаем его результаты”, — полагает он. Насколько серьезным было скрытие оттока у МТС, станет видно, когда оператор опубликует финансовые результаты, указывает он.
ПОЧТИ 100%
По данным J’son & Partners, в июле количество активных sim-карт в России сравнялось с численностью населения страны — 143 млн. Таким образом, уровень проникновения сотовой связи достиг 100%. Впрочем, на деле, по мнению аналитика J’son & Partners Ирины Астафьевой, сотовой связью пользуются не более 70% россиян. По данным ACM-Consulting, уровень проникновения сотовой связи (по количеству действующих sim-карт) составил в конце июля 98,5%.