Чиновники будут настаивать на снижении стоимости сотовой связи. Федеральная антимонопольная служба не удовлетворена решением мобильных операторов заменить плату за соединение увеличением стоимости первой минуты разговора. Замена терминов фактически ничего не меняет. Антимонопольщики подозревают операторов в сговоре, но признают, что доказательств злого умысла в их действиях нет. Сотовые компании уверены, что повышение цен оправданно и законно.
Федеральная антимонопольная служба изучит обоснованность повышения стоимости оплаты первой минуты соединения мобильными операторами. "Маловероятно, что три компании одновременно, не обсуждая друг с другом, пришли к одному решению, как компенсировать свои выпадающие доходы", - говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Сотовые операторы не отказались от повышения стоимости своих услуг, несмотря на угрозы чиновников. В компаниях объясняют повышение цен необходимостью компенсировать дополнительные расходы, связанные с утверждением в российском сотовом бизнесе принципа "платит звонящий". Отказываясь от взимания платы за входящие звонки, мобильные операторы поднимают стоимость исходящих на многих тарифных планах.
Давление со стороны Мининформсвязи и Федеральной антимонопольной службы заставило сотовиков лишь изменить формулировку в обосновании необходимости роста цен на исходящие звонки. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первоначально "большая тройка" российских операторов – МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" – объявила о внедрении в ряде тарифных планов платы за соединение. Чиновников такая формулировка не устроила. После того как сотовые компании раскрыли карты, Мининформсвязи направило в Россвязьнадзор запрос "для рассмотрения правомерности введения мобильными операторами платы за установление соединения". В свою очередь эксперты ФАС начали проверять операторов "на наличие сговора".
Первым от платы за соединение отказался "Вымпелком". Компания заменила эту формулировку на более понятную - "увеличение стоимости первой минуты разговора". "Вымпелком" повысил плату за первую минуту разговора на 50 копеек, объясняя свои действия необходимостью компенсировать убытки от перехода на принцип "платит звонящий". "Мы неоднократно заявляли, что справедливый размер платы за мобильное завершение должен составлять не менее 1,35 рубля, то есть покрывать наши затраты на осуществление минуты связи", – говорится в сообщении компании. Утвержденный размер платы за мобильное приземление, установленный регулирующими органами в размере 95 копеек, по мнению "Вымпелкома", занижен и не покрывает затрат.
Вслед за "Вымпелкомом" увеличением стоимости первой минуты заменила плату за соединение компания "МТС". "Тарифы, установленные регулятором, оказались ниже экономически обоснованных для нас, поэтому мы вынуждены идти на данный шаг", – говорят в компании. Но чиновники говорят, что не удовлетворятся заменой терминов и будут добиваться снижения тарифов. Игорь Артемьев утверждает, что ФАС "важно добиться защиты прав потребителя", и не имеет значения, каким образом ведомство может добиться отмены решения операторов "большой тройки". Глава ФАС подчеркнул, что в случае если картельный сговор компаний будет доказан, их ждут "колоссальные штрафы".
Впрочем, о перспективах расследования в ФАС пока предпочитают не говорить. "Я не буду оценивать перспективы, но смысл такой - две компании уже отказались от платы за соединение, но ввели повышенную оплату первой минуты. Мы проанализируем, что это такое".
Чиновники признаются, что доказательств злого умысла в действиях мобильных операторов у них нет. "Мы пока никого не обвиняем, сегодня у нас нет всех необходимых документов, мы направили компаниям запросы", - рассказал глава ФАС. Но антимонопольщики получат дополнительные рычаги влияния после вступления в силу нового закона о конкуренции. В законе, который начнет действовать с 1 октября 2006 года, есть положение о согласованных действиях компаний и ответственности за них. В нынешнем законе таких положений нет. "По старому закону нам надо будет представить письменное соглашение между компаниями о согласованных действиях – конечно же, его нет", - констатирует Игорь Артемьев.