Новинки от НТС ожидали с примерно схожей целью: оценить, способна ли компания что-то сделать для перелома негативных тенденций, наблюдающихся в рамках продаж тайваньских Android-аппаратов. Как оказалось, никаких сенсаций не случилось!
Что касается ситуации с НТС, то здесь все закономерно – компания пока не очень понимает, что с ней случилось, и почему ее продукты не продаются. Линейка One на базе Android не оправдала ожиданий, новых прорывных флагманов на Android не видно, так что вполне логичным было узнать о слухах насчет переориентации НТС на выпуск моделей с Windows Phone 8. Однако самое главное заключается в том, что в ходе анонса представители компании не сумели сказать чего-то такого, что заставило бы пристально присмотреться к новинкам. По сути, мы услышали те же тезисы, что были озвучены в феврале при запуске серии аппаратов One. Нам снова поведали про улучшения в плане музыки, камеры, дизайна и так далее. Но уже понятно, что здесь серьезными инновациями не пахнет: тот же
HTC One X не был явным лидером по качеству звука или качеству снимков. В новом флагмане Windows Phone 8Х от НТС применена технология Beats Audio, но это даже не аппаратные улучшения, а просто программные надстройки. Единственное новшество – способность фронтальной камеры записывать 1080р-видео. А вот спорных моментов хватает. Дизайн и расцветки явно вторичны после запуска аппарата Lumia 920 от Nokia. Емкость батареи не очень высока. 16 Гб памяти без расширения в конце 2012 года? Ну, это никак не флагманский уровень. Диагональ экрана 4,3 дюйма тоже не внушает оптимизма насчет судьбы модели. Я лично не совсем понял, что нам показала НТС. Компания переживает тяжелое время, и она должна являть миру нечто особое, привлекающее внимание. Мы же увидели типичный смартфон с не топовыми параметрами, в котором вообще не видно никаких фишек, могущих помочь НТС. Как такое продавать – непонятно. Обидно и то, что компания утратила хватку в технологической гонке и давно уже не показывает явных технофлагманов. Ныне их создают в Samsung и LG. Можно говорить о том, что пока в НТС не нащупали того пути, который выведет компанию в лидеры рынка и вернет ей лояльность покупателей. А в условиях жесткой конкуренции такое промедление может грозить серьезными последствиями.
С Apple тоже не все ладно. Внешне презентация пятого iPhone прошла успешно, за первые выходные продано 5 миллионов устройств. Но настораживает то, что впервые заядлые яблофилы стали говорить о том, что новый девайс не ощущается как премиальный продукт. Кто-то сетует на резко уменьшившуюся массу, что делает невозможным ту самую приятную тяжесть статусного устройства. Другие отмечают непропорционально большую длину новинки. Третьи сетуют на наличие нового разъема и необходимость покупать 30-долларовый адаптер. Масла в огонь подливают и данные о браке при производстве корпусов черных iPhone 5, когда прямо в коробке может лежать аппарат с отслоившейся краской. Из США приходят негативные отзывы о некачественно работающем модуле Wi-Fi.
Словом, проблемы есть. Apple в данном случае вновь не удержала контроль качества на должном уровне. Раньше компания тоже позволяла себе всякое (проблемы с приемом сигнала например), но тогда был Стив Джобс, который своей харизмой заставлял пользователей мириться с недоработками и ждать исправлений. Более того, покойный глава Apple буквально за шкирку вытащил компанию на вершину мобильного олимпа, сумев увидеть новые рынки и придумать законченные продукты для них. Страшно подумать, какими бы были ныне планшеты, не создай в Apple свой iPad. Наверное, это были бы толстые устройства с резистивными экранами и шумящими вентиляторами на базе Windows. Но Джобс показал почти идеальный планшет, и всем пришлось догонять. Точно так же был продемонстрирован почти идеальный смартфон, который и сегодня продает сам себя. Люди покупают пятый iPhone просто потому, что он новый, даже не задумываясь о технических характеристиках.
Но все же я бы сказал, что Apple вступила в новую эпоху. Во главе компании ныне грамотные менеджеры, умеющие продавать товар. Но нет менеджера уровня Джобса, способного предвидеть потребности пользователей и создавать удобные для них продукты. Нет человека достаточно смелого для того, чтобы совершить революцию и сыграть в рискованную игру, показать «one more thing». Управляющие Apple сегодня имеют очень много влияния на индустрию, равно как и финансовых средств, а их страшно терять. И потому мы видим сугубо эволюционное развитие iPhone с заимствованием идей у конкурирующих ОС. Нет никаких резких изменений, даже дизайн не решились освежить. Это разумный шаг для компании, не желающей попасть впросак, но проблема в том, что за годы правления Стив Джобс превратил Apple в некую контору, умеющую творить чудеса и удивлять нас каждый год. Быть на шаг впереди конкурентов, а порой предлагать нечто такое, чего нет вообще ни у кого.
Теперь его нет, а новые лидеры компании не верят в чудеса. Они верят в норму прибыли и в плавную эволюцию тех продуктов, что уже есть. Результаты такого подхода мы и видим: анонсы компании стали скучнее, а новинки ожидаемы. Это плохо в том аспекте, что вся индустрия превратилась в некое болотце, где ничего интересного практически не происходит.
Безусловно, нельзя говорить о начале конца Apple как великой IT-компании. Стив Джобс создал такой задел и запас прочности на будущее, что «яблочники» имеют право на целый ряд ошибок, которые им будут прощены. Бренд стал исключительно силен, и эта сила поможет продавать еще не одно поколение новых девайсов с надкусанным яблоком на корпусе. Уникальность Джобса была в способности создать ореол магии вокруг своих продуктов. Очень интересно наблюдать, как фанаты яростно ругают дизайн новинок на утекших в сеть размытых фотографиях, а потом восхищаются дизайном этих же устройств во время официальной демонстрации.
Отсутствие заметных фишек в новом iPhone подвиг Nokia на создание «троллингового» сравнения своего флагмана Lumia 920 с «яблочным» устройством, но тут дело в том, что Apple находится на пике славы и популярности, а вот Nokia прошла этот пик уже давно, и ее бренд почти обесценился. Поэтому продажи iPhone 5 будут велики, а вот сказать это же о новинке от Nokia невозможно.
Конечно, никакая компания не может удержаться на вершине своего развития вечно. Жизненный цикл ее цикличен, и ничто не является панацеей. Apple придется рано или поздно пройти через кризис. Может быть, его предвестником и является исчезновение «яблочной» магии, заставлявшей нас ждать чуда от каждой презентации, которую вел Стив. iPhone становится просто сбалансированным смартфоном, пока что очень успешным и желанным. Однако надо понимать, что времена творить чудеса прошли. Сегодня время выверенных шагов, ведущих к повышению прибыли и только. Да и кудесников не осталось.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 26 сентября 2012 г.