Содержание:
- История компании
- Мобильные «вехи» компании Motorola
- Motorola StarTAC – первый телефон-«раскладушка»
- Motorola V70 – первый в мире ротейтор
- Motorola ROKR E1 – провал сотрудничества с Apple
- Motorola RAZR V3 – алюминиевое чудо
- Motorola Z6 / Z8 – такие разные слайдеры
- Motorola Droid / Milestone – последняя веха компании
- Финал кампании – разделение и продажа компании Motorola Mobility
- Последствия сделки с Google – мысли о будущем Motorola Mobility
Сделка уже успела наделать шума на телекоммуникационном рынке. Это неудивительно, поскольку обстоятельства и реальные мотивы участников, в отличие от шаблонных официальных заявлений, создают слишком много возможных сценариев развития событий. Получив такую богатую пищу для размышлений, нельзя было не поделиться ими с нашими уважаемыми читателями. В данном материале мы рассмотрим наиболее интересные варианты будущего Motorola Mobility после ее приобретения компанией Google.
Покупка Google компании Motorola Mobility – не обычное поглощение одного игрока телекоммуникационного рынка другим. Компания Google на мобильном рынке известна прежде всего как разработчик операционной системы Android OS. Выпущенные в 2010 году силами партнеров по альянсу OHA (HTC и Samsung) смартфоны Nexus One и Nexus S следует рассматривать, прежде всего, как референс устройства для разработчиков ПО, а уже потом как коммерческие продукты. Поэтому сделку по приобретению Motorola Mobility вряд ли стоит сравнивать с предыдущими покупками одних производителей телефонов другими, как, например, французской Alcatel нынешним владельцем бренда, китайской TCL, Philips и China Electronics Corporation, или даже Siemens Mobile компанией BenQ (о печальной участи их совместного детища BenQ-Siemens умолчим). Во всяком случае, масштаб не тот.
Конечно, можно сопоставить сделку с еще одним недавним поглощением. Как известно, 4 июня 2011 года консорциумом в составе Apple, RIM, и Ericsson, Microsoft, Sony и EMC была приобретена интеллектуальная собственность обанкротившейся канадской компании Nortel Networks. Хотя конечно, и в том, и в другом случае объектом интереса покупателей служили патенты (причем альянс в борьбе за пакет из шести тысяч патентов противостоял именно Google, но та в итоге проиграла аукцион). Однако за Nortel Networks не стояло истории всей мобильной индустрии, ведь Motorola, как-никак, является родоначальником рынка сотовых телефонов.
Сделка Google и Motorola Mobility напоминает покупку весной прошлого года культовой среди фанатов КПК компании Palm еще одним компьютерным гигантом HP, правда, с точностью до наоборот. Производитель аппаратных решений – HP - приобретал разработчика мобильной операционной системы webOS – Palm. Однако и в том, и в другом случае была харизма продуктов, благодаря которой существовало лояльное комьюнити, состоящее из большого количества поклонников.
Правда, на днях было объявлено о смене стратегии внутри компании HP и о свертывании производства мобильных устройств под управлением webOS (смартфоны HP Pre и планшет TouchPad). Безусловно, эта новость заслуживает рассмотрения в рамках отдельного материала, которым мы порадуем наших читателей в ближайшем будущем.
Едва ли не главным объединяющим фактором в сделках HP с Palm и Google с Motorola Mobility были контракты с операторами (речь о североамериканском рынке телефонов, на котором продукты Motorola, как и Palm Pre в свое время, противостояли
Apple iPhone). Однако об этом речь пойдет в заключительной части материала. Сейчас позволим себе экскурс в историю, ведь для очень многих людей долгие годы бренд Motorola ассоциировался с мобильными телефонами как таковыми, а по количеству по-настоящему культовых продуктов с американской компанией за все время существования мобильной индустрии еще никто не сравнялся.
Motorola V70 – первого сотового телефона в форм-факторе ротейтор (от англ. Rotate – вращать).
Изюминкой аппарата стала поворотная конструкция. Верхняя часть вращалась на 360° относительно нижней. Рабочим положением был поворот на 180°. При этом становилась доступной цифровая клавиатура. Впоследствии ряд компаний неоднократно обращались в своих моделях к данному форм-фактору. Можно вспомнить такие телефоны, как Sony Ericsson S700i (в компании предпочитали именовать форм-фактор jack-knife, по аналогии с «бабочкой», выкидным ножом, из-за несколько иного механизма раскрытия), Sony Ericsson Walkman W550i/W900i, Nokia 7370, ряд моделей Samsung, а также второй ротейтор американского производителя Motorola V80.
Интерес представлял экран Motorola V70, который являлся инверсивным. Впоследствии дисплеи с белым текстом на темном фоне использовались в ряде других аппаратов. В модельном ряду Motorola можно вспомнить бюджетный моноблок MOTOFONE F3.
Однако форм-фактор ротейтора как-то не прижился среди производителей сотовых телефонов, поэтому повторить успех раскладушек или слайдеров ему суждено не было. Тем не менее, сегодня можно с ностальгией вспоминать те времена, когда на мобильном рынке были представлены сотовые телефоны в самых различных форм-факторах – раскладушки, слайдеры, ротейторы, сайд-слайдеры. Не то что сегодняшняя ситуация с засильем однообразных тачфонов.
Motorola ROKR E1 являлся ярким представителем так называемой «триплетной» программной платформы, под управлением которой работало большинство аппаратов компании в 2004-2007 годах. Платформа получила свое название по серии раскладушек Motorola V300/V500/V600 – триплетов. С ее появлением, кстати, утратил актуальность миф о чрезвычайной сложности и запутанности меню телефонов Motorola – удобный унифицированный интерфейс P2K-телефонов американского производителя был ничем не хуже платформ других платформ (однако этот миф оказался чрезвычайно живуч, так и укоренившись в сознании многих пользователей). «Триплетная» платформа использовалась в нескольких поколениях устройств компании – это сами триплеты и все последовавшие продолжения (V535/V547/V620/V635 и др.), культовая раскладушка Motorola RAZR V3 и ее многочисленные вариации в различных форм-факторах (слайдер Z3, моноблок L6 и т.д.), собственно, сам музыкальный телефон Motorola ROKR E1.
Последний являлся перелицованной версией первого music-фона компании Motorola Е398, ставшего весьма популярным, причем не только среди молодежи. От оригинальной Е398 Motorola ROKR E1 отличало наличие аппаратной клавиши запуска приложения iTunes, возможность записи видео, более емкая карточка памяти в комплекте (TransFlash 512 Мб вместо 64 Мб в Motorola E398) и другое цветовое решение корпуса (белый вариант вместо черного). К сожалению, эти косметические изменения не смогли заставить владельцев Motorola E398 поменять свой телефон на новый, равно как и пользователей Apple iPod – прикупить Motorola ROKR E1 «в довесок». Одним из доводов было неудобство управления (программа iTunes, установленная на телефоне, по сути, представляла собой Java-приложение, да и листать композиции джойстиком после колесика click wheel было неудобно). Недостаточное количество памяти было еще одним аргументом. Уже тогда появилось первое поколение плееров Apple iPod nano с объемом памяти в несколько гигабайт, не говоря уже о juke-box Apple iPod Classic.
В результате, несмотря на дорогостоящую рекламную кампанию, Motorola ROKR E1 провалился в продаже. Возможно, это стало одним из факторов, сподвигнувших компанию из Купертино к разработке телефона собственными силами. Как знать, если бы совместный продукт Motorola и Apple ждал успех, развитие мобильной индустрии могло пойти совершенно по другому сценарию. А так едва ли не единственным плюсом появления Motorola ROKR E1 для пользователей стало невероятно большое количество прошивок, которые позволяли существенно расширить возможности оригинального Motorola E398.
Направление музыкальных телефонов получило развитие в продуктах других компаний – например, линейка Walkman от компании Sony Ericsson.
Motorola RAZR V3 не выделялся функциональностью – в оригинальной версии не было даже слота для карты памяти. Материалы корпуса тоже были не в новинку – компания Motorola применяла анодированный алюминий и раньше, например, в раскладушке V60. Ключевым преимуществом стал дизайн, концепция тонкого телефона. Эффективна оказалась и рекламная кампания, во всей красе представившая все достоинства модели. Свою роль сыграло и ценовое ралли – появившись в продаже, телефон первоначально стоил в России порядка 20 тыс. рублей, однако впоследствии цена на него упала едва ли не в четыре раза. Многочисленные клоны RAZR V3 от других производителей также повышали интерес к продукту Motorola.
К сожалению, тогдашний CEO компании Эдвард Зандер (Edward Zander), энергичность которого во многом повлияла на успех Motorola RAZR V3, предпочел сделать ставку на имидж, оставляя функциональность продуктов второстепенной.
В результате модельный ряд компании к 2007 году выродился в различные вариации на тему Motorola RAZR V3, выполненные в различных форм-факторах, а также другие ассортиментные решения (раскладушки Motorola V3i, V3x, V3xx, V6 maxx, PEBL U6, KRZR K1, моноблоки SLVR L7, SLVR L7e, L9, первый GSM-слайдер компании RIZR Z3). Несмотря на изменившийся интерфейс, работали все эти продукты на основе той же «триплетной» платформы, все больше пользователей обращали внимание на их вторичность. С падением продаж главной модели - Motorola RAZR V3 – доходы компании стали падать. Вдобавок к этому продуктовая линейка многократно перекраивалась, появлялись новые серии и аббревиатуры, которые еще больше запутывали пользователей.
Моральное устаревание большинства телефонов компании постепенно привело к кризису, новые разработки либо отменялись, либо выводились слишком поздно и на локальных рынках.
MOTOROKR Z6, вышедший в 2007 году и последовавший за ним
MOTORIZR Z8.
Внутри компании параллельно шла разработка нескольких платформ, построенных на Linux. Первые продукты появились в 2003-2004 году, их преимуществом была возможность работы с сенсорным экраном (это предопределило основной рынок для таких решений – Китай, поскольку телефоны обеспечивали рукописный ввод иероглифов). В результате большая часть Linux-телефонов, как, например, Motorola MOTOROKR Z6, работала под управлением платформы MOTOMAGX (в девичестве linux-java), хотя были модели и на другой Linux-платформе EzX – в частности,
MOTOMING A1200e.
В это время неразбериха внутри компании достигла апогея. Маркетинговые установки менялись регулярно. Так, тот же телефон Motorola Z6 первоначально именовался RIZR, вслед за первым слайдером компании Z3. Далее его позиционировали как music-фон, то есть в музыкальной серии ROKR. К которой впоследствии прибавили приставку MOTO-, благодаря чему телефон наконец получил окончательное название. Другие телефоны того времени могли и вовсе получить название вроде
RAZR2 V8 и
MOTO U9.
Неразбериха сопутствовала не только названиям моделей. Компания металась из стороны в сторону при выборе основной программной платформы для своих продуктов. Правда, большинство бюджетных телефонов было построено на платформе Ajar и выпускалось ODM-партнерами, например, тайваньской компанией Compal.
В результате произошел отказ от собственной разработки MOTOMAGX в пользу хорошо известной платформы Symbian UIQ, компания Motorola выкупила 50% акций UIQ. Правда, борьбу между различными версиями Symbian OS платформа UIQ давно уступила S60. Выпущенные компанией модели Motorola MOTO Z8, MOTO Z10 и некоторые другие были достаточно интересны (так, впервые был применен форм-фактор kick-slider, это были первые UIQ-смартфоны без сенсорного экрана, использовалась новая версия Symbian OS UIQ 3.1). Однако революцию на рынке они не произвели, не сумев вытащить Motorola из системного кризиса, в котором она оказалась.
Motorola Droid (вернее, первый из серии Droid), появившийся под занавес 2009 года, стал первым устройством на рынке с версией операционной системы Android OS 2.0, а также множеством программных и аппаратных «пряников» (мощная аппаратная платформа, запись видео в DVD-качестве и просмотр неконвертированного видео, поддержка графическим ускорителем OpenGL 2.0 и т.д.). К сожалению, успех этого смартфона, а также последовавшие за ним Android-решения, оказался несопоставим с популярностью былых продуктов компании (вроде Motorola StarTAC и RAZR V3). Это были добротные устройства, не лучше и не хуже других на рынке, и вывести компанию, подрастерявшую за пару лет рыночную долю, в число лидеров так и не смогли.
Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 31 августа 2011 г.