Министерство информации и связи собирается проверить правомерность введения операторами сотовой связи платы за соединение. При этом Федеральная антимонопольная служба потребовала от компаний объяснений по этому же поводу. Компании проверок не боятся и считают свои действия оправданными.
Мининформсвязи направило в Россвязьнадзор запрос для рассмотрения правомерности введения мобильными операторами платы за установление соединения. ФАС в свою очередь проверит всех операторов на наличие сговора при введении платы.
Хороший предлог
"По мнению Мининформсвязи России, введение оплаты за факт соединения не является обоснованным с точки зрения действующей нормативной правовой базы", – говорится в сообщении министерства.
"Нет такой услуги, как соединение. Есть услуга по оказанию телефонной связи, и дробление ее на составляющие в законодательстве не предусмотрено", – пояснил "Интерфаксу" пресс-секретарь Мининформсвязи Александр Паршуков.
В министерстве считают, что сотовые операторы используют введение принципа "платит звонящий" (CPP) в качестве предлога для увеличения своих доходов, подчеркнул Паршуков.
"По мнению Мининформсвязи, компенсационных мер, связанных с вводом CPP (увеличение межоператорских тарифов и повышение стоимости разговора в новых тарифных планах), вполне достаточно для того, чтобы возместить убытки операторов, связанные с отменой платы за входящие звонки", – сказал представитель ведомства, добавив, что необходимости во введении дополнительной платы за первую минуту разговора у операторов нет.
Кроме Мининформсвязи, поведением операторов заинтересовались антимонопольщики. Федеральная антимонопольная служба России направила компаниям запрос о "причинах и правовых основаниях введения платы за телефонные соединения".
"Причиной направления запроса послужил большой общественный резонанс, вызванный заявлениями сотовых операторов "большой тройки" о введении такой платы, а также синхронность этих заявлений", – говорится в пресс-релизе ФАС.
Согласно требованиям ФАС ведущие сотовые компании должны предоставить свои объяснения до 10 августа 2006 года. Ведомство проанализирует полученную информацию и определит, есть ли в деятельности операторов нарушения антимонопольного законодательства.
За объяснениями к операторам ФАС обращается не в первый раз. Ранее участникам "большой тройки" уже был направлен запрос, в котором антимонопольное ведомство просило объяснить тарифы во взаиморасчетах между собой и другими операторами
По имеющейся в ФАС России информации, тариф по межоператорским взаиморасчетам между ОАО "МТС", ОАО "Вымпелком" и ОАО "Мегафон" равен 95 копейкам, а другие операторы вынуждены платить операторам "большой тройки" 1 рубль 10 копеек. Информацию по этому запросу необходимо предоставить в ФАС еще раньше – до 1 августа 2006 года.
Финансовые потери
В компании "МТС" считают, что с юридической точки зрения "все абсолютно законно".
Плата за установление соединения – это неотъемлемая часть тарифа, устанавливаемого на исходящие вызовы, говорится в заявлении оператора, поступившем в МирМобил.ру.
В соответствии с действующим законодательством о связи сотовый оператор устанавливает тарифы самостоятельно, уведомляя об этом абонентов в порядке, предусмотренном законом и договором. При этом при формировании тарифных планов в соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением правительства РФ от 25.05.2005 № 328, оператор вправе сочетать различные виды тарификации, в том числе абонентскую, повременную, а также плату за каждую услугу связи, считают в МТС.
Таким образом, исходя из действующих нормативных правовых актов в области связи, оператор вправе самостоятельно определять порядок определения стоимости услуг, в том числе путем сочетания повременной с иными видами тарификации, аргументирует компания свою позицию.
"Разумеется, Россвязьнадзор и ФАС имеют полное право проводить проверки законности тех или иных действий и их соответствия существующим нормативным актам. Мы будем ждать их официальных запросов и решений", – подчеркнули в МТС.
Оператор отмечает, что озвученный размер платы за соединение – от 35 до 50 копеек – был рассчитан исходя из "принципа неувеличения общих расходов на мобильную связь большинства наших абонентов по сравнению с расходами до введения принципа "платит звонящий", который начал действовать в России 1 июля этого года".
Введение платы за соединение позволит МТС частично компенсировать финансовые потери от бесплатных входящих, утверждает компания.
"МТС последовательно заявляла свою позицию о том, что в случае установления низких тарифов на взаиморасчеты между операторами мы будем вынуждены поднимать тарифы. К сожалению, тарифы, установленные регулятором, оказались ниже экономически обоснованных для нас, поэтому мы вынуждены идти на данный шаг", – говорится в заявлении оператора.
МТС при этом напоминает, что плата за соединение будет взиматься только за исходящие звонки длительностью более 3 секунд и не на всех тарифах.
В "Вымпелкоме" считают, что госрегуляторам проверять в их деятельности нечего.
"Мы не вводим плату за соединение. Мы повышаем плату за исходящие, если разговор превышает 3 секунды в посекундных тарифах и минуту в поминутных. Это немного разные вещи", – подчеркнула пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова.
"Если при звонке абонент уложится в 3 секунды, это будет бесплатно. Но если разговор превысит 3 секунды, четвертая будет дополнительно оплачиваться, станет дороже на 35–50 копеек в зависимости от региона и тарифа, на такую же сумму станет дороже и первая минута в поминутных тарифах", – пояснила МирМобил.ру пресс-секретарь компании.
При этом новое правило не распространяется на безлимитные, корпоративные и новые рублевые тарифы "Вымпелкома".
По словам Юлии Остроуховой, компания не считает, что заявление Мининформсвязи должно распространяться на нововведение. "Мы не видим предмета, но если потребуется, мы готовы разъяснить нашу позицию Россвязьнадзору", – сказала она.
В "Мегафоне" плату за соединение вводят с 5 августа, но готовы подчиниться всем решениям регуляторов. "Они начинают расследование, и мы будем ждать директивного решения, которому подчинимся", – сказал МирМобил.ру представитель "Мегафона" Андрей Климов. Пока нет никакого решения, оператор не собирается ничего менять. "Будем адаптировать наши услуги к новым условиям, потому что с отменой платы за входящие звонки мы должны найти баланс между нашими интересами и интересами абонентов, – заявил представитель компании. – Так что рано говорить о дальнейших действиях и комментировать заявление Мининформсвязи".
"Возможно, госрегуляторам удастся доказать неправомерность взимания платы за соединение и операторы вынуждены будут отменить свое решение", – полагает аналитик компании "Атон" Надежда Голубева. Однако в этом случае они просто повысят тарифы. "Тарифы никак не регулируются, и оператор сам вправе их устанавливать", – пояснила аналитик МирМобил.ру.