Пару лет назад, запуская новый формат магазинов “Связной 3”, мы не ожидали такого успеха, который получили в результате. Состоятельные покупатели проголосовали рублем за идею магазина с улучшенным сервиcом и стильным дизайном. Проект окупился за год. Оборот каждого из 50 новых магазинов в среднем в полтора раза превысил оборот обычной торговой точки “Связной”. Теперь мы работаем над расширением ассортимента.
Когда в 2004 г. рынок показал первые признаки насыщения, сотовые ритейлеры стали искать новые способы увеличения прибыли. Многие пошли в регионы, а я решил, что и в Москве есть свободная ниша — магазины европейского уровня для более обеспеченной аудитории. Возникла идея сделать лучший в городе магазин, в который можно приехать в любое время суток. Название “Связной 3”, а не “Связной 2” мы выбрали, чтобы вызвать ассоциации с третьим поколением связи — 3G.
Неожиданно трудно оказалось найти адекватного архитектора — российским мастерам свойственны тяжеловесность, излишняя вычурность и страсть к украшательству. А нам нужны были легкость, воздух, ощущение пространства. После долгих поисков я выбрал английскую компанию Shop Works, которая разрабатывала международный дизайн фирменных магазинов Nokia. Англичане придумали нестандартную мебель и торговое оборудование. Мы заказывали их изготовление в России, и адаптировать задумки тоже было непросто. Наконец, летом 2004 г. первый магазин на Тверской открылся.
В обычных магазинах товары лежат на витринах за стеклом. В “Связном 3” большая часть ассортимента находится в открытом доступе. Вы можете взять понравившуюся модель в руки и проверить в действии, не дожидаясь, пока подойдет продавец-консультант. А самые популярные модели сотовых телефонов выставлены на красиво подсвеченной изогнутой витрине, тоже без стекла. Это была настоящая революция! Никто до нас не делал открытого доступа в магазинах мобильных телефонов и аксессуаров.
Все продавцы магазинов “Связной” проходят десятидневное обучение. Персонал “Связного 3” помимо этого четыре недели тренируется по специально разработанной программе.
На начальном этапе инвестиции в магазин составили около $800 000 — дизайн-проект, ремонт, оформление, мебель, реклама. Мы были готовы к худшему — к тому, что магазин станет затратным имиджевым проектом. Но уже через два месяца стало ясно, что по рентабельности он опережает большинство наших торговых точек.
Второй “Связной 3” мы открыли в торговом комплексе рядом с IKEA в Химках. А потом сеть начала расти как на дрожжах. В каждом городе-миллионнике открылось по несколько магазинов. Со временем мы научились строить их дешевле и быстрее, нашли хороших российских поставщиков оборудования и стройматериалов.
Нынешним летом мы решили на волне успеха еще больше расширить ассортимент. В ближайший месяц во всех “Связных 3” появятся ноутбуки и PlayStation, телевизоры и DVD-плееры, зеркальные фотоаппараты и видеокамеры. Кроме того, мы решили удивить наших посетителей необычными устройствами вроде очков и перочинных ножиков со встроенными mp3-плеерами. Будем открывать магазины “Cвязной 3” и дальше.
Павел Караулов
управляющий партнер группы компаний Divizion
Безусловно, проект интересный. Формат “Связной 3” позволяет предоставить покупателю более широкий ассортимент товаров. Сейчас как раз наметилась тенденция к увеличению средней площади магазинов сотовой розницы, и, возможно, в скором будущем сети будут постепенно отходить от формата обычного салона, начнут появляться галереи, дворцы. Мы тоже движемся в этом направлении, в нашей сети есть большие VIP-салоны с расширенным ассортиментом продукции и услуг.
Комментарии:
Кирилл Обух
независимый консультант по брендингу и маркетингу
Отличный проект, суперисполнение. Название магазина может восприниматься не как 3G, а как “Связной в кубе”. Это идеально ложится на концепцию объединения мобильной, видео- и фототехнологий. Магазин удобен для выбора и покупок. Персонал хорошо натренирован — я считаю, что сегодня аналогов по сервису в этом сегменте нет. Единственная недоработка — отсутствие или неэффективность коммуникаций. Раньше я не слышал о некоторых возможностях этого магазина, например о фотопечати.
Владимир Садовин
генеральный директор сети супермаркетов “Азбука вкуса”
Я всегда считал, что магазины европейского уровня имеют будущее в Москве. Экономический эффект проекта у меня сомнений не вызывал, и “Связной” только подтвердил мою уверенность. Главный актив компании — лояльность покупателей, которая в премиальном сегменте выше, чем в среднем по рынку. Сложность проекта будет заключаться в том, чтобы надолго сохранить высокие стандарты обслуживания, уметь предвосхищать ожидания покупателей. Желаю “Связному” успехов!