Если понадобится, сотовая связь поможет устранить последствия несчастных случаев. Мобильник становится надежным средством в борьбе с террористическими актами, природными катаклизмами и бытовыми преступлениями.
Операторы на страже
Сейчас в Москве работает служба, одна из задач которой оперативно предупреждать владельцев сотовых телефонов о различных чрезвычайных ситуациях. Злоумышленникам, задумавшим «раскачать» ситуацию, взять общество врасплох не удастся. В случае техногенной, не дай Бог, катастрофы, население также получит нужную информацию в самые кратчайшие сроки. Большинству людей служба знакома как Ситуационный центр мобильной связи. Он был открыт сотовым оператором «МегаФон» весной нынешнего года.
Какую информацию смогут получить абоненты в случае необходимости? Это номера «горячих линий», которые откроются сразу после возникновения чрезвычайной ситуации. По ним можно будет узнать о судьбах своих родных, о том, какие шаги предпринять. Кстати, впервые масштабное информирование связисты осуществили 29 марта нынешнего года, сразу после трагических происшествий в московском метрополитене.
Специалисты центра также работают в контакте с представителями МЧС и других государственных структур. Есть и иные задачи. Сразу после ЧП миллионы людей начинают звонить друг другу, пытаясь узнать судьбу близких. В случае, если нагрузка на телефонную сеть увеличится, служба сразу оповестит об этом специалистов «МегаФона». Все помехи сразу будут устранены, люди смогут поддерживать связь друг с другом.
Резонный вопрос: работают ли в подобном ключе представители других мобильных гигантов? Конечно же, да. Компания МТС располагает центром управления сетью. Здесь создана Единая дежурная диспетчерская служба. Случись какое ЧП, служба начинает взаимодействие со спасателями из МЧС и других госорганов.
Само собой, связисты заботятся и о том, чтобы был доступ к сети в самых непредсказуемых ситуациях. Сообщается также, что сотрудничество МТС с органами МЧС ведется на региональном уровне. Также известно, что оповещение абонентов в случае необходимости возможно с использованием новейшей технологии, которая называется Interactive Cell Broad Cast.
Представители «Вымпелкомпа» также сотрудничают с МЧС в случае возникновения нештатных ситуаций. Так, абоненты могут получить смс-рассылки, в которых содержится нужная информация (к примеру, номера телефонов «горячих» линий и тому подобное). Ситуация с работой мобильной сети здесь тоже под должным контролем. Мониторинг за тем, надежна ли связь, ведут особые центры.
Кстати, интересный момент. Представители «Вымпелкома» также участвуют в проектах, призванных информировать население в случае стихий, и в других странах. К примеру, в Узбекистане. Как видим, отечественный опыт успешного противодействия чрезвычайным ситуациям оказался востребованным.
Конечно, смс-оповещение граждан в случае ЧП – дело нужное. Ранее о необходимости обязательной для всех сотовых операторов подобной рассылки говорилось на самом серьезном уровне. Руководство МЧС весной призвало прописать эту норму в отдельном законе. При этом сообщалось, что, скорее всего, расходы мобильных компаний в случаях подобных экстренных смс-рассылок возьмет на себя государство.
В случае ЧП...
Что делать в случае чрезвычайной ситуации, если нет связи с вашим мобильным оператором? Эксперты советуют: можно позвонить на номер «Экстренной службы спасения» 112. К счастью, для всех сотовых компаний он одинаков. Нужно, чтобы была связь хоть с кем-то из мобильных операторов. Устройство само подключиться к сети и вы сможете сделать необходимый вызов. Кстати, аппарат будет работать, даже если в нем отсутствует (или заблокирована) сим-карточка.
Полезно в записной книжке своего телефона иметь контактный номер, по которому медработники смогут гарантированно дозвониться до нужного человека в случае, если с вами, не дай Бог, что-то стряслось. В странах зарубежья часто такой номер помечается английской аббревиатурой ICE (от слов In Case of Emergency – в случае чрезвычайной ситуации).
Как-то известный мобильный оператор Великобритании Vodafone провел исследование и пришел к выводу, что менее 25 процентов владельцев сотовых телефонов имеют хоть какую-либо информацию (контакты родственников, знакомых) в своем устройстве на тот случай, если пострадают в случае ЧП. Кампания за то, чтобы поощрить граждан иметь указанные выше сведения, стартовала в мае 2005 года. Возглавил ее врач скорой помощи по имени Боб Бротчи (Bob Brotchie). После того, как пассажиры лондонского метро подверглись атаке террористов 7 июля 2005 года, многие граждане присоединились к проекту ICE.
Вообще у детища Боба Бротчи немало сторонников и критиков, но дело не в этом. Главное, стоит помнить, что мобильные технологии для защиты от чрезвычайных ситуаций могут применять не только сотовые компании и государственные органы, но и сами граждане.
А вот еще один интересный пример из зарубежья. В Израиле, где часто происходят теракты, нередко используются специальные устройства – трекеры. Аппарат имеет форму сотового телефона и сим-карты оператора. С виду, простой мобильник. Но он дает возможность отслеживать на специальном сайте путь обладателя трекера.
К примеру, родители, купившие своему ребенку устройство, могут точно определить, где сейчас находится их малыш. Если связь с трекером прервется, можно точно знать, где находился человек в последнюю секунду доступа к сети. Как только человек снова окажется в зоне доступа, на сайте будет показан весь маршрут его предыдущего пребывания. Таким образом, в случае возникновения ЧП можно точно знать, где находится ваш близкий человек и не потерять его из виду.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 29 июня 2010 г.