Сегодня нам хотелось бы начать цикл материалов, в некотором роде зарисовок, о мобильном рынке США, о том, насколько сильно он отличается от российского, какие интересные особенности можно увидеть здесь. Делаем мы это не только из-за праздного любопытства – ведь Америка опережает нас…во всяком случае, на восемь часов. Это, конечно, шутка. Но ведь действительно, многие мобильные тенденции и новинки появляются в первую очередь именно здесь, кто знает, может, то, о чем мы узнаем в последующих статьях, станет обыденностью в России уже завтра?
Что уж там говорить, если даже первый сотовый телефон появился на свет в США. Вы все прекрасно знаете эту историю.
Первый звонок по мобильному телефону был совершен 3 апреля 1973 года инженером Motorola Мартином Купером. До появления детища Motorola покупателям предлагались лишь автомобильные радиотелефоны (компания AT&T). Устройства весили больше 10 кг и устанавливались в багажнике автомобиля. Поэтому первый сотовый телефон, Motorola DynaTAC (Dynamic Adaptive Total Area Coverage), весивший чуть более 1 кг, стал революцией. Это был один из самых дорогостоящих проектов компании. Он стоил 100 млн долларов и 10 лет исследований. разработка велась параллельно с конкурентами из AT&T Bell Laboratories. Неудивительно, что Мартин Купер первый звонок сделал Джоэлю Энгелю из AT&T.
В течение следующих 10 лет в компании Motorola совершенствовали мобильные устройства. В итоге выпущенный в 1983 году первый коммерческий сотовый телефон DynaTAC 8000X оказался вдвое легче и гораздо компактнее.
Дальнейшее развитие мобильных телефонов во многом определялось новшествами Motorola. Так, в 1989 году вышел первый телефон с флипом (откидной крышкой) – Motorola MicroTAC. Ну а в 1996 году вышла первая в мире раскладушка – Motorola StarTAC – также, что вполне естественно, сперва на американском рынке.
Ну да ладно, на Motorola свет клином не сошелся, к тому же, история развития стандартов сотовой связи в стране не менее увлекательна, нежели история одной отдельно взятой компании.
Многие из начинающих путешественников побаиваются, будет ли работать их мобильный помощник на территории США. Спешим их успокоить – будет, подавляющее большинство современных трубок поддерживают стандарты GSM 850/1900, используемые в Северной Америке. Однако долгое время это было не так, до американских чиновников от связи и телекоммуникаций далеко не сразу доперла мысль о превосходстве GSM над остальными стандартами, из-за чего многие годы США развивали собственные стандарты связи.
Еще в конце 70-х годов прошлого века горячие финские, шведские, исландские, датские и норвежские парни приняли решение о создании единого стандарта сотовой связи, получившего по местонахождению стран-участниц название NMT-450 (Nordic Mobile Telephone). В 1985 на Туманном Альбионе был принят стандарт TACS (Total Access Communications System). За два года до этого на другом берегу океана, в США, раскочегарили сеть стандарта AMPS (Advanced Mobile Phone Service). Уже позже появились другие стандарты, такие как Radiocom-2000, ETACS, NMT-900… Однако все это были аналоговые стандарты, которые, по сути, обеспечивали лишь передачу голоса, причем абонентам приходилось мириться с рядом недостатков.
Кстати, первый, скажем так, портативный телефон появился тоже в Америке – 17 июня 1946 года в Сент-Луисе компании AT&T (сегодня – наряду с Verizon и Sprint один из ведущих сотовых операторов в стране, чьи точки можно встретить повсеместно) и Southwestern Bell с одобрения FCC (той самой Федеральной комиссии связи США, которая и сегодня выдает разрешения на все, что хоть как-то связано с мобильной индустрией) запустили первую радиотелефонную сеть, с использованием, правда, не мобильных, а автомобильных телефонов – по 40 кг каждый.
Если говорить о втором поколении мобильной связи – цифровом, то тут Северная Америка также пошла своей дорогой.
Пока Европа развивала стандарт GSM, возникший после того, как еще в 1982 году Европейская Конференция Администраций Почт и Электросвязи (CEPT) создала специальную группу по разработке мобильной связи Groupe Special Mobile, запускала сети в коммерческую эксплуатацию (в 1992 году) и т.д., США тихой сапой развивали собственный стандарт. Еще в 1990 году был утвержден национальный стандарт цифровой связи IS-54 (D-AMPS; интересно, что его ближайший родственник AMPS был небезызвестен и в России, сети и устройства для работы в нем можно было встретить и у нас в стране – правда, к рубежу десятилетий они окончательно и бесповоротно уступили место GSM).
Интересно, что в том же 1990 году компания Qualcomm приступила к развитию стандарта CDMA – в будущем одного из основных стандартов сотовой связи в США. Уже в 1993 году данный стандарт был принят в качестве внутреннего стандарта цифровой сотовой связи, правда, под немного другим названием IS-95.
Не обошлось и без экспансии GSM, сети и устройства начали проникать в страну немного позже запуска в коммерческую эксплуатацию на территории Европы.
К сожалению для Северной Америки, правительство США не потрудилось принять единый общенациональный стандарт сотовой связи (как это сделали в России, дальновидно рассудив в пользу GSM, в результате чего отставание нашей страны от ведущих мировых мобильных держав в 90-х годах сократилось поразительно быстро) – GSM и CDMA развивались параллельно, ряд операторов использовал сети одного стандарта, остальные – другого. Ко всему этому следует добавить вечное отсутствие свободных частот (что уже успели почувствовать и в России в период запуска 3G-сетей), а также сильную популярность протоколов и устройств для обмена сообщениями, эдаких двусторонних пейджеров, которые долгое время были достаточно популярны в США. Весь этот форшмак усугублял непростую ситуацию с развитием сотовой связи, в результате чего складывалась удивительная ситуация – еще в середине нынешнего десятилетия многие страны (в том числе, не без гордости заявляем, и Россия) обгоняли родоначальницу мобильной связи по ряду показателей, в первую очередь, по уровню проникновения сотовой связи. Сегодня, на наш субъективный взгляд, ситуация выправилась, и мобильный телефон можно встретить у каждого встречного-поперечного. При этом, как правило, телефон работает в стандарте GSM, услуги в котором предоставляются ведущими американскими сотовыми операторами.
Вообще, операторы в США – это отдельная песня, данной теме будет посвящена отдельная статья, здесь же коснемся, пожалуй, главного отличия (возможно, до недавнего времени, когда случились известные события по переделу сотового рынка в России, уходу независимых сетей-ритейлеров) от нашей страны – то, что мобильный рынок в США, как и в большинстве развитых стран, является явно выраженным операторским.
Если на российском рынке мобильных телефонов всегда наблюдается изобилие моделей от всевозможных производителей, то в салонах американских операторов сотовой связи количество предложений намного меньше, причем только от нескольких производителей – попробуйте найти тот же
Apple iPhone где-нибудь вне салона AT&T, вам прямая дорога на интернет-аукцион eBay.
Ну или другой тачфон,
Palm Pre, вне салонов Sprint. Или гуглофоны от HTC, лишенные логотипа T-mobile (да-да, известный европейский оператор начал с некоторых пор экспансию на территорию США, что проявляется, в том числе, и в ценовом демпинге – как вам, например, возможность приобрести месячный пакет из 1000 минут за 40 долларов? Для сравнения, на одном из тарифных планов AT&T вашему покорному слуге приходилось тратить гораздо большую сумму в месяц за гораздо менее продолжительные разговоры; впрочем, о тарифной политике американских операторов еще найдется время поговорить более обстоятельно.
Естественно, не нужно объяснять, что подавляющее большинство таких телефонов залочено, то есть предназначено для использования только в сети одного конкретного оператора. В то же время есть и плюсы такого подхода – брендированные операторские трубки также могут обладать низкой стоимостью (цена дотируется самим оператором – если не $1, то $19 за вполне себе навороченный телефон с контрактом – это не шутки), разница восполняется контрактными обязательствами, которые берет на себя абонент при покупке такого телефона.
В США, как и в европейских странах, а также развитых странах Азии, условия диктуют не розничные сети, а операторы. Что выливается в привязку мобильного телефона к SIM-карте одного оператора (SIM-lock), необходимость заключать контракт при покупке ряда моделей телефонов.
При этом контракт обязывает к ежемесячным расходам на связь в течение оговоренного срока. Впрочем, за рубежом также возможно приобретение телефонов и без заключения контракта (SIM free), однако такие телефоны стоят гораздо дороже – ведь операторы нередко дотируют продажи, возмещая минимальную стоимость аппаратов высокими тарифами контрактов. Правда, учтите, что, к примеру, за 99 долларов в месяц вы получите безлимитную сотовую связь, мобильный интернет, а также навигацию – каково?
Впрочем, мы что-то углубились в тему сотовых операторов, пора и о самих телефонах поговорить.
Мобильный космополитизм достиг сегодня такого размаха, что в США, как, впрочем, и в европейских странах, вы можете встретить привычные российскому пользователю сотовые телефоны либо их незначительные вариации. Представлены все основные вендоры, такие как Samsung, Nokia, Sony Ericsson, а также, естественно, Motorola, кто бы сомневался. Впрочем, попадаются и более экзотические модели.
Интересно, для меня стала откровением агрессивная маркетинговая политика другого корейского вендора, LG, рекламой телефонов данного производителя мало что не завалены СМИ, печатные и электронные. Компания делает ставку на американский рынок, и это приносит свои плоды, надо признать.
Если говорить о популярных форм-факторах, то отличительная черта американского сотового рынка – засилие всевозможных QWERTY-устройств, значительная часть пользователей прямо-таки повернута на общении, а самые «одаренные» в этом плане ежегодно разыгрывают между собой призы – к примеру, 15 тыс. сообщений в месяц – это вам не шутки…
Мы сознательно решили оставить (пока) в стороне набившую оскомину тему iPhone, это явление на американском сотовом рынке, хотя, признаться честно, такого влияния, как оказал тот же iPod на рынок МР3-плееров, здесь не наблюдается. Хотелось бы поговорить о другом сотовом феномене, гораздо более любопытном, на наш взгляд – это «вишенки»
BlackBerry. Здесь уместно привести аналогию с типично американскими классами автомобилей, которые вполне предсказуемо являются наименее распространенными у нас в стране – это пикапы (в Америке, кстати, их называют траками) и минивэны, которые поставлены здесь в культ.
Так и BlackBerry, эти корпоративные на вид машинки чрезвычайно популярны и у простых пользователей – к слову о популярности общения посредством SMS. Продукция компании RIM (канадской, кстати) настолько популярна, что ее можно встретить практически у любого из «большой четверки» (аналогия с нашей «большой тройкой») сотовых операторов. Еще один факт – BlackBerry пользует и нынешний президент США Барак Обама, удобно, как-никак.
Интересно, что первые устройства BlackBerry, вышедшие еще в 1999 году, представляли собой, по сути, усовершенствованные «пейджеры» для электронной переписки, позволявшие обмениваться мгновенно доставлявшимися адресату письмами (фирменная Push-технология компаии). Лишь позже был внедрен радиомодуль, превративший устройство в полноценный мобильный телефон.
Успех BlackBerry привел к зарождению целого класса корпоративных устройств. Отличительной особенностью многих из них являлась полноформатная QWERTY-клавиатура; были и другие критичные параметры.
Постепенно у деловых людей стали формироваться определенные требования, предъявляемые к выделившимся в отдельный класс бизнес-телефонам. В первую очередь, это емкая телефонная книга, причем во главу угла ставилось не только количество сохраняемых номеров, но и количество полей с дополнительной информацией, доступных для каждой записи. Не менее важен был мощный органайзер с полнофункциональным будильником и календарем.
Вместе с тем бизнес-телефон должен был обладать расширенными коммуникационными способностями – работой в нескольких диапазонах GSM, поддержкой WAP (впоследствии – и GPRS с EDGE), возможностью проводного и беспроводного соединения (ИК-порт, затем – Bluetooth). Непременно должна была присутствовать возможность синхронизации данных на телефоне с ПК (в частности, для переноса контактов из Outlook). Время автономной работы для бизнес-телефона также являлось критичным параметром. Поэтому для подобного класса устройств желательно было наличие широкого круга дополнительной аксессуарики – аккумуляторных батарей повышенной емкости, гарнитур, автомобильных комплектов громкой связи, зарядных устройств и проч.
Позиционирование подобных устройств строилось на таких преимуществах, как интеграция с крупнейшими сервисами электронной почты (само собой подразумевалось наличие полноценного почтового клиента), максимальная насыщенность проводными и беспроводными интерфейсами, поддержка корпоративных VoIP-услуг (передачи голоса через интернет) – одно из применений Wi-Fi, а также некоторые другие особенности.
На сегодняшний день существует несколько параметров, которые чаще всего «всплывают», если устройство позиционируется как бизнес-решение. Не обязательно все они должны присутствовать, однако в большинстве случаев их наличие говорит об ориентированности телефона для деловых людей:
- емкая телефонная книга с большим (500-1000) количеством полей и удобным поиском
- мощный органайзер с обеспечением конфиденциальности отдельных записей календаря, наличие нескольких будильников
- неограниченный по времени записи диктофон, способный записывать разговор
- функциональный почтовый клиент, желательно с поддержкой технологии Push- Mail - мгновенного получения писем после их отправки
- полный набор коммуникаций – GPRS/EDGE, если имеется поддержка третьего поколения UMTS – то HSDPA, интерфейсов – Bluetooth, Wi-Fi, удобная синхронизация с ПК
- реализация полноценного голосового управления отдельными функциями (не просто голосовой набор)
- возможность работы с офисными документами
- желательна поддержка всех 4 диапазонов связи – GSM 850/900/1800/1900, для работы по всему миру, с возможностью ручного выбора дипазона, наличие режима «в самолете» (отключение радиочасти)
Стоит ли говорить, что большинство устройств компании Research in Motion отвечают этим требованиям…
Однако еще раз повторим, что BlackBerry чрезвычайно популярны и у обычных пользователей, вовсе не клерков и служащих – скажем, студентов, строителей и т.д. Правда, мобильные устройства на американском сотовом рынке, конечно, также требуют более пристального рассмотрения.
Заключение
Что ж, надеемся, что наш первый опыт по части мобильных путешествий оказался для вас интересным. Ну а нам пора в путь, продолжать дальше открывать для себя сотовый рынок США. На очереди – американские операторы сотовой связи, их сходство и отличия от наших отечественных ОпСоСов, поверьте, здесь можно обнаружить массу любопытных вещей. Оставайтесь с нами!
©
Евгений Русланов, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 22 октября 2009 г.