Если учесть, что, согласно статистике, на планете более двух миллиардов пользователей мобильной связи, человечество ожидает настоящий рекламный бум.
Ожидается бум
Еще пару лет назад объем рынка мобильной рекламы в мире был ничтожно мал. Но свято место пусто не бывает. По прогнозам компании Informa Telecoms and Media, уже к 2011 году объем этот вырастет до 11 миллиардов 300 миллионов долларов США. Самым популярным обещает стать такой вид рекламы, как видеозаставка.
Газета New York Times описывает грядущее рекламное будущее мобильных телефонов так: прежде чем отправить текстовое сообщение или позвонить куда-либо, придется просмотреть видеозаставку продолжительностью в четверть минуты.
По сути, пользователи сотовой связью будут просматривать те же клипы, что с утра до вечера транслируются по ТВ, только в другом формате. Правда, по сравнению со зрителями, абоненты мобильных сетей будут лишены одного очевидного преимущества: они не смогут переключиться на другой канал, пока идет рекламная заставка.
Ну а чтобы не приелся один жанр, в ходу будет другой. Разработчики не забудут и про баннерную рекламу. Впрочем, ожидать, что привычные текстовые сообщения коммерческого характера в виде SMS канут в Лету, не приходится. И они, по заверениям экспертов, останутся в обиходе.
А как у нас
Любопытно, а готовы ли мобильные пользователи к буму «телефонной» рекламы? Как гласят результаты исследования Ассоциации мобильного маркетинга, сообщения и заставки коммерческого характера готов просматривать каждый десятый житель Европы в возрасте от 18 до 34. Причем – без каких-либо условий и бонусов для абонентов, а просто в качестве информации к сведению.
Само собой, жители России к рекламе в силу менталитета относятся несколько иначе. Однако продвигать ее в мобильной сфере уже начали. К примеру, в свое время «Вымпелком» начал с размещения рекламы в автоматических текстовых и голосовых службах, на таком сервисе, как «Хамелеон», а также на WAP-портале. Компания МТС начала с размещения рекламы в MMS. Рекламные баннеры на WAP-портале появились с легкой руки «Мегафона». Естественно, на этом тройка национальных мобильных операторов России не остановилась и продолжила продвижение и развитие собственных рекламных проектов.
Новости из-за океана
Новые рекламные сервисы внедряются и за рубежом. Для того чтобы привлечь пользователей и сделать мобильную рекламу более эффективной, операторы сотовой связи пускаются на различные ухищрения. Например, в Великобритании пользователи мобильников получили возможность общаться по телефону совершенно бесплатно. Правда, при условии, что они воспользуются новым сервисом Blyk. Чтобы обрести доступ к «халяве», абонентам придется согласиться с получением рекламы на собственный телефон. Ранее подобный сервис появился и в США. Компания Virgin Mobile не без успеха реализовала подобный рекламный проект в среде собственных клиентов.
Другая американская компания – Jaxtr из Калифорнии – пошла еще дальше. Она разработала услугу, с помощью которой абоненты смогут отправлять SMS в 38 стран мира. Все, что нужно, это запустить специальное приложение от компании Jaxtr на своем мобильном. После того, как на экране появится специальная форма, нужно «забить» туда текст сообщения и отправить на нужный номер.
Окупить все расходы Jaxtr собирается за счет рекламы, которая будет включена в исходящее сообщение. Напоминает бесплатную электронную почту, не правда ли? Почти всегда, получая чье-либо письмо в сети, обращаешь внимание на короткое рекламное сообщение, привязанное сервисом к основному посланию. По всей видимости, умельцы из Jaxtr решили последовать примеру крупнейших почтовых сервисов. К слову, компания уже прославилась тем, что позволяет своим абонентам звонить бесплатно – через Интернет.
Бесплатное видео
Бесплатные услуги в обмен на просмотр рекламных клипов предложила своим клиентам и ведущая швейцарская компания Swisscom Mobile. Теперь ее абоненты могут закачивать видео без всякой платы. Если учесть, что ранее любителям мобильного видеоконтента приходилось вносить деньги отдельно за каждое скачивание и отдельно в виде абонентской платы, экономия получается ощутимая.
Предложение актуально для таких востребованных жанров мобильного видео, как юмористические передачи, а также музыка, спортивные новости и т.п. Новая услуга от Swisscom Mobile заинтересовала не только пользователей, которых в Швейцарии более четырех с половиной миллионов человек. Но так же представителей известных брэндов, которые согласились размещать свою рекламу. Среди них - Sony Ericsson, Peugeot и Canon.
Сочетание видео, мобильных телефонов и рекламы показались достаточно перспективным и ряду норвежских компаний. Не так давно телевизионная корпорация этой северной страны и компания Ericsson вместе с агентством Proximity Oslo провели достаточно любопытный эксперимент. Суть его сводилась к тому, чтобы отправлять телевизионную рекламу непосредственно на сотовые телефоны.
Создатели идеи исходили из того, что современные технологии сегодня развиваются в одном направлении и нередко дополняют друг друга. Для пользователей мобильной связи, которые, как правило, являются и активными телезрителями, нет огромной разницы, какую рекламу получать. Кроме того, аналитики уже сейчас предсказывают, что в 2012 году телевизионная реклама окажется менее востребованной, чем мобильная.
Почему любят мобильную рекламу
Спрос на мобильную рекламу многие специалисты объясняют весьма занятно. Современный человек привык к сотовому телефону настолько, что уже с трудом представляет себя в этом мире без привычной трубки. Западные психологи провели любопытное исследование, согласно которому 90% опрошенных готовы вернуться, если оставили дома свой сотовый. В то время как лишь каждый пятый сделает то же самое, если забудет собственный бумажник.
Таким образом, телефон для многих из нас – это весьма интимный предмет. К сообщениям, получаемым на мобильный, мы уделяем пристальное внимание. Естественно, нежелательные сообщения коммерческого характера будут восприниматься обладателями телефонов с недоверием, а то и «в штыки». Большой эффективностью спам не отличался никогда. Зато если обладатель мобильного согласится получать рекламу, то доверия ей со стороны пользователя сотовой связью будет куда больше.
Получается, в основу продвижения рынка мобильной рекламы лег психологический расчет. Что ж, время покажет, оправдаются ли надежды последователей Зигмунда Фрейда и Мильтона Эрикссона на то, что сравнительно новый продукт сотовых услуг станет весьма востребованным среди абонентов мобильных операторов.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 26 августа 2009 г.