Это всего лишь 27% от общего числа жителей Африки, однако цифра эта неуклонно растет.
Телефон побеждает бедность
Так, только за последний год обладателей мобильников в этой части света стало больше на треть, свидетельствует Международная ассоциация сотовой связи GSM. Бурный рост числа пользователей сотовой связью на «Черном континенте» не остался в стороне от внимания мегакорпораций. Только за последнюю пятилетку крупнейшие операторы связи и производители телефонов вложили здесь в развитие отрасли около полуста миллиардов долларов. К слову, сегодня на континенте особенно заметно присутствие таких компаний, как Vodafone и France Telecom.
Инвесторов не отпугивает даже тот факт, что африканцы, как правило, имеют мизерные доходы. Очень многие зарабатывают меньше одного евро в день. В то время как доступ в мобильную сеть для жителей «Черного континента» обходится в 10 раз дороже, чем в странах Азии. Благодаря этому без сотовых телефонов обходятся сегодня сотни миллионов африканцев. С другой стороны, все они являются потенциальными клиентами и рано или поздно подключатся к мобильной сети, на что, вероятно, и рассчитывают мегакорпорации.
Вообще мобильный рынок Африки на пару с азиатским, является, пожалуй, самым перспективным в мире. Многие сервисы и услуги, успешно востребованные на Западе и в других странах, до «Черного континента» просто не дошли. Очевидно, что как только телефоны получат здесь повсеместное распространение, доходы мобильных корпораций резко возрастут. Вот почему крупный бизнес заинтересован в том, чтобы сотовая связь пришла в каждый африканский дом. Говорить о благотворительности здесь, конечно же, не приходится. Однако и жители «Черного континента» вряд ли останутся в накладе: без помощи извне им пришлось бы весьма тяжело.
Помогают африканцам обзавестись мобильными телефонами и различные международные организации. Такие, например, как ООН. «Телефонизация» континента выполняется в рамках глобальной программы по борьбе с бедностью. Ведь, согласно любопытному исследованию, такой экономический показатель, как ВВП, вырастает на 0,6 %, если на сотню человек приходится хотя бы десяток мобильных телефонов. Специалисты ООН подключают к мобильным сетям жителей самых глухих африканских деревень, куда еще не ступала нога сотовых мегакорпораций, в десятках стран «Черного континента». На данный момент в программе под названием Millennium Villages принимают участие 79 развивающихся государств.
Заведи и разговаривай
Еще совсем недавно привычный для жителей остального мира мобильный телефон был в Африке диковинкой. К примеру, несколько лет назад всерьез разрабатывались специальные динамо-машины для подзарядки сотовых в странах «Черного континента». Редкие обладатели «трубок» из Африки не могли себе позволить подзарядить телефон от обычной электрической розетки. Где-то этих розеток не было вовсе, а где-то потребление электричества обходилось очень дорого.
Вот почему было создано устройство под названием Free Charge, позволяющее подзаряжать телефон в прямом смысле слова «собственноручно». Достаточно было покрутить ручку в течение минуты-другой, и в аккумуляторе появлялась энергия. Хватало ее минут на пять разговоров. Можно было крутить, в принципе, и целый час, тогда вполне могло хватить на целый день. Процесс нередко напоминал сцену из фильма «Кавказская пленница», когда водитель грузовика, товарищ Шурика, тщетно заводил свой автомобиль и проклинал тот день, когда он сел за баранку «этого пылесоса».
Впрочем, создатели чудо-машины из фирмы Freeplay Energy еще в ту пору отмечали, что темпы роста количества мобильных телефонов в Африке просто потрясающие. Особенно в наиболее успешных странах континента, например, в Нигерии.
Спустя годы ситуация и в самом деле выглядит куда лучше. Разница между богатыми и бедными государствами понемногу сокращается. Мобильные телефоны в Африке перестали быть средством роскоши и уже используются не только как средства связи. Как утверждают эксперты из ООН, в развивающихся странах сотовые трубки становятся важным инструментом для малого бизнеса. Они помогают уменьшить стоимость сделок, также увеличить скорость их осуществления.
Мы сидим, а денежки идут
В Африке, к примеру, весьма развит мобильный банкинг. Дело в том, что данный вид услуги для многих жителей «Черного континента» - единственная возможность проводить банковские операции. Огромное количество граждан небогатых государств, таких, например, как ЮАР и Кения, живут за чертой бедности. Часто они попросту не имеют возможности добраться до головных офисов или филиалов обычных банков. Тогда и выручает мобильник.
На помощь малоимущим африканцам приходят такие финансовые учреждения, как MTN Banking или WIZZIT. Они предоставляют услуги мобильного банкинга для бедных. По прогнозам экспертов из Aite Group, схему работы этих компаний готовы перенять их американские коллеги.
Дело в том, что даже в Америке существует категория людей, которая в силу разного рода причин не желает или не может воспользоваться привычными услугами банка. Лишь имея телефон под рукой и подключившись к услуге, они могут проводить свои финансовые операции. Кто бы мог подумать, в США начнут перенимать опыт африканских стран? Тем не менее, реалии говорят сами за себя.
Реклама им поможет
Телефоны на «Черном континенте» используются, конечно же, и в качестве развлечения. Очень многие покупают мобильники для того, чтобы день и ночь слушать FM-радио. В экономически более развитых северных странах Африки меломаны предпочитают устройства со встроенными музыкальными проигрывателями.
Но обитатели более южных регионов не всегда могут позволить себе купить подобные телефоны. Все дело – в дороговизне музыкального контента. Не каждому по карману скачать на мобильный полюбившуюся эстрадную мелодию, пусть даже придется заплатить всего лишь за интернет-трафик. Впрочем, в будущем ситуация может измениться к лучшему.
Ожидается всплеск популярности мобильных контент-сервисов в южноафриканских странах. Так, по крайней мере, считают эксперты из аналитического агентства Frost&Sullivan. По прогнозам, в течение ближайших пяти лет объемы рынка мобильного контента увеличатся на 15%.
Интересно, что любители «залить» на свой телефон новый софт или музыку не просто скачивают интересные файлы и делятся ими друг с другом, но и создают новые! В будущем, кстати, рынок контент-сервисов может стать полностью бесплатным. Существовать он будет полностью за счет рекламы. Ожидается также, что появятся новые сервисы и услуги, способные привлечь мобильных пользователей из стран Африки. Тогда, вероятно, снова заговорят о небывалом развитии сотовой индустрии в этой части света.
Кстати, еще одним бурно развивающимся рынком является Азия. По состоянию на конец апреля, количество пользователей мобильной связи в этом регионе
достигло отметки в 1,6 млрд! Об этом, возможно, есть смысл поговорить в рамках отдельной статьи.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 19 августа 2009 г.