Контракты о сотрудничестве между представителями мобильной и футбольной среды подписываются на десятки миллионов. Инвестиции в любимую миллиардами болельщиков игру, казалось бы, являются делом сверхприбыльным. Впрочем, не все так гладко, как это кажется с первого взгляда. Но не всегда контракты между великими футбольными клубами и гигантами мобильной индустрии достигают запланированного результата.
Vodafone: от «Манчестера» ушел…
Одной из мобильных компаний, имеющих прочные связи с миром футбола, является британская фирма Vodafone. В свое время предприятие было главным спонсором популярного английского клуба «Манчестер Юнайтед». Название компании несколько лет украшало футболки игроков команды, а также клубную атрибутику. Спонсорское соглашение было заключено сроком на четыре года. По оценкам экспертов, договор тянул на $15.5 млн. в год. Однако неожиданно для многих отношения между Vodafone и английским клубом прервались. Как ни странно, причиной тому стало недовольство болельщиком политикой руководства команды. В свое время клуб приобрел миллиардер из Америки Малькольм Глейзер.
Представители компании-спонсора посчитали, что дивиденды от сотрудничества с «Манчестер Юнайтед» уже получены. А кроме того, разногласия многомиллионного болельщицкого движения с руководством команды может ударить по объемам продаж Vodafone. Контракт был разорван досрочно незадолго до чемпионата мира в Германии.
А ведь сколько побед связано в «МЮ» с футболкой от Vodafone… Это сейчас под седьмым номером играет молодой Кристиано Роналдо, а на тот момент седьмой номер принадлежал легендарному Девиду Бекхему. Кто следил за игрой «МЮ» на тот момент помнят его длинные передачи с правого фланга, которые в большинстве случаев приводили к рёву трибун. Все почему? Потому что эти передачи заканчивались голом. Эх, ностальгия. Впрочем, это уже другая тема.
…и от Лиги чемпионов уйду
Однако прерывать окончательно приносящие неплохой доход связи с миром футбола в Vodafone не решились. После расставания с «Манчестер Юнайтед» взоры топ-менеджеров мобильного оператора обратились к Лиге Чемпионов. После того, как было достигнуто соглашение с организатором турнира UEFA, Vodafone стал спонсором престижного футбольного соревнования. Контракт был подписан на три года, в течение которых собравшиеся у экранов телевизоров болельщики имели шанс лицезреть забавные рекламные ролики компании. Ну, а Европейская футбольная ассоциация (UEFA) смогла получать по 12 миллионов евро каждый год.
Увы, и здесь идиллии не суждено было стать вечной. В 2008 году Vodafone объявил, что текущий футбольный сезон станет последним, в течение которого компания будет спонсировать Лигу чемпионов. Дело в том, что британский сотовый оператор владеет исключительным правом на предоставление пользователям контента с видеообзорами очередного тура. Однако начиная с этого сезона (ЛЧ 2009-2010) похожие услуги начнут предоставлять другие мобильные компании, что Vodafone никак не устраивает. Напомним, что Лига Чемпионов периода 2008-2009 годов уже закончилась в мае, победителем которой стала Барселона.
BenQ+Siemens: тайны мадридского двора
Прежде времени закончились отношения и другого мобильного гиганта – Siemens со знаменитым мадридским «Реалом». Контракт был подписан с подразделением BenQ Siemens до 2010 года. Согласно документам, на банковские счета клуба должны были поступить денежные средства в размере 100 миллионов евро.
Начиналось все просто отлично. Ведущий игрок «Реала» и по совместительству лучший на тот момент бразильский футболист мира Роналдо (не путать с Криштиано) подписал с компанией договор, согласно которой должен был работать «лицом» фирмы в течение одного сезона.
В честь великого игрока была выпущена эксклюзивная модель сотового телефона. Если мне не изменяет память, это была модель BenQ-Siemens EF81. Игроки рангом поменьше рекламировали сотового оператора в рамках клубного договора, выходя на матчи в футболках с логотипом спонсора.
Однако впоследствии BenQ-Siemens взял и обанкротился. Причитающихся им многих миллионов мадридцы не увидели. Футбольный гигант тут же нашел себе другого спонсора, но история партнерства с мобильным банкротом настроения, конечно, не прибавила. Скорее всего, все долги BenQ Mobile все-таки выплатила, но история была неприятная. Поговаривают, что сам Роналдо недосчитался денег от сотрудничества с BenQ.
Кстати, об этом фото. Запомните этот состав. Уверен, больше такого в истории футбольных клубов не повторится. Упомяну только наиболее громкие имена.
Первый ряд, справа-налево: Девид Бэкхем, Рауль, Роберто Карлос
Второй ряд, справа-налево: Зинедин Зидан, Роналдо, Луиш Фигу
Сейчас с трудом верится, что такое на самом деле когда-то было. Обычно в футбольном клубе играет не более одной-двух звезд с мировым именем, но здесь их целых шесть(!). Из одиннадцати. Невероятно!
Samsung: нашел «Челси»
«Проколы» признанных команд-грандов не отбили у других клубов желания сотрудничать с сотовыми компаниями. Небезызвестная лондонская команда «Челси» в 2005 году оформила рекордное для Великобритании соглашение с южнокорейской компанией Samsung.
Контракт потянул на 95.5 млн. долларов! К слову, и для самой сотовой фирмы этот договор стал одним из самых дорогостоящих в истории. Более крупную спонсорскую помощь Samsung оказывал лишь организаторам Олимпийских игр.
Интерес южнокорейцев к «Челси» возник не на пустом месте. После того как клуб приобрел российский бизнесмен Роман Абрамович, число фанатов команды в одной только Англии выросло в четыре раза и достигло почти трех, а во всем мире – двух десятков миллионов. Руководители Samsung заявили, что их компания столь же амбициозна, как и «Челси», поэтому смело можно утверждать, что набирающие популярность бренды нашли друг друга.
Желание помочь футбольной команде со стороны Samsung порой выливались в курьезы. Пару сезонов назад сотовой оператор всерьез вознамерился увидеть в клубе южнокорейского футболиста. Объяснялось это в том числе и маркетинговыми целями. Впрочем, в конце концов было решено, что игроки должны появляться на поле лишь в зависимости от их таланта и мастерства. Благо, у хозяина клуба есть все возможности для того, чтобы приглашать в свою команду так называемых футбольных вундеркиндов. Поговаривают, что с момента приобретения клуба в 2003 году, Роман Абрамович уже вложил в него порядка 5 млрд. долларов. Причем Челси не является для него доходным активом, это не более чем приятное хобби для Абрамовича.
Согласно официальным документам, контракт истекает 1 июля 2010 года. Но вот незадача, похоже, и этот альянс рассыпется раньше времени. Дело в том, что 11 миллионов фунтов стерлингов в год перестали устраивать футбольный клуб. На следующий сезон Челси запросил увеличение спонсорских, мотивируя это тем, что другой клуб премьер-лиги – Манчестер Юнайтед получает от своего спонсора (страховой компании AIG) 22 млн. фунтов стерлингов в год. Если до конца июня обе стороны не придут к взаимоприемлемому варианту, то, скорее всего, на футболках Челси появится другой спонсор уже со следующего сезона.
LG и T-Mobile: а чем мы хуже?
Вслед за Samsung интерес к английскому футболу проявил другой мобильный гигант – компания LG. Трехлетний спонсорский контракт был подписан с другой лондонской командой – «Фулхэмом». Владелец клуба Мохаммед Аль-Файед признался, что соглашение стало крупнейшим за всю историю команды. Но конкретную сумму сделку назвать отказался. Логотип LG украсил футболки игроков «Фулхэма».
Стоит отметить, что мобильные компании не обходят вниманием и другие известные команды. К примеру, T-Mobile подписал соглашение с немецкой командой «Бавария» из Мюнхена, согласно которому выплачивает одному из лидеров германского первенства $19.6 млн. в год.
От Bluetooth до мобильного TV
А компания Bluepod Media не стала мелочиться, и заключила договор сразу с 8 футбольными командами! Среди них английские «Блэкберн», «Бирмингем», «Вест Хэм», «Портсмут», «Уиган», «Вурвергемптон» и шотландский клуб «Селтик».
На стадионе каждой из команды установили полтора десятка модулей Bluetooth. Теперь пришедшие на матч болельщики смогут прямо во время игры скачать аудио или видео контент с лучшими моментами матча и просто информацию, посвященную любимой команде. Идея необычная, но уже начинает оправдывать себя. Так, во время первой же домашней игры клуба «Портсмут», на которую пришли 20 тысяч зрителей, было скачано 6 тысяч клипов!
Кстати, в заключение про мобильное телевидение и футбол. Согласно исследованиям, чаще всего мобильным телевидением пользуется аудитория, вполне соответствующая представлениям о футбольных болельщиках. По данным компании comScore, 46 процентов зрителей, смотрящих TV при помощи мобильников – в возрасте до 35 лет. Из них 65 процентов – мужчины.
Дорогие читатели! В данной статье отдельными главками мы рассмотрели наиболее известные случаи сотрудничества футбольных клубов и компаний мобильной отрасли. Если у вас есть современные примеры, или примеры из прошлого, добавляйте свои комментарии к материалу ниже.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 18 июня 2009 г.