Когда обладатели малиновых пиджаков садились за ресторанный столик, где проводили все переговоры ввиду позднего изобретения офисов, мобильные телефоны в обязательном порядке торжественно выкладывались рядом со столовыми приборами. Бритый, украшенный золотыми часами и цепями индивидуум проводил деловую беседу, попивая коньяк; иногда он топырил пальцы и важно поглядывал на свой мобильный телефон.
Эти времена прошли. Теперь в некоторых ресторанах администрация просит мобильники выключать, а свой высокий статус с помощью демонстрации крутого мобильника утверждают лишь младшие школьники. Мы стали разговаривать много и результативно. Постепенно формируется некий свод правил мобильного разговора, определяемый
спецификой этого вида связи, и, надеюсь, ещё и здравым смыслом. Проект целой Хартии мобильного этикета был подписан экспертным советом компании «ВымпелКом» и ROMIR Monitoring 19 июля 2006 г.
Тем не менее, тот же «ВымпелКом» был уличён недавно региональным оператором, поволжским СМАРТСом, именно в нарушении мобильного этикета - в «переманивании» абонентов. Компания обзвонила «чужих» абонентов и предложила им условия повыгодней, за что получила многочисленные ноты протеста. “Мы направляли запрос в центральное управление ФАС, и нам ответили, что подобный обзвон не нарушает закон”, — заметила по этому поводу менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая.
Да, закон не писан ни для соседа, выбравшего оглушительный собачий лай в качестве рингтона, ни для компании, приславшей мне на мобильник спамовое сообщение ранним утром. Следующее разветвление правил мобильного этикета, выглядят, таким образом, логичным: Правила для операторов и Правила для абонентов.
Начнём, пожалуй, с абонентов. Тема уж больно животрепещущая
— Алё… Вася, ты где?... Что делаешь?... Как оно?... (…
нецензурно..) дела… Да вот, еду… Буду (…
нецензурно) (…
нецензурно) им вставлять. Пусть они (…
нецензурно) (…
нецензурно)… мне скажут наконец…
Как человек, много ездящий в общественном транспорте, постоянно сталкиваюсь с таким вот информационным загрязнением пространства. Защита от него проста: достаточно воткнуть в уши плеер (не делать же замечания, в самом деле). И дать таким образом туче психологов материал к исследованиям на тему тенденций отгораживания индивидуума от других в условиях современного мегаполиса.
В переполненном транспорте «уважение чужого личного пространства» превращается в абстрактное понятие. Ничто не раздражает так сильно, как звонящий телефон, на который абонент не отвечает «из вежливости», чтобы не начинать разговаривать в присутствии других. Так же злит народ разговоры с помощью гарнитуры в переполненном помещении.
Особый разговор будет о рингтонах. Это, пожалуй, такая же визитная карточка среди окружающих, как духи. Или, если угодно, как собачья лапка, задранная повыше для «отметки». Как и оба перечисленных фактора, рингтоны бывают о-очень неприятными и навязчивыми. Провоцирующими на мизантропию и слышанные мной однажды рассуждения: «О, эта масс-молодёжь, постоянно покупающая рингтоны… Их IQ, умноженный на стоимость купленного рингтона, так же далёк от отметки в 100 пунктов, как Воробьёвы горы от Эвереста». Тут уж опять психолог может уши навострить: такой мизантроп – наш клиент!
Небесполезно бывает помнить, что мобильный разговор слабее защищён от прослушивания, чем разговор по кабельному телефону. Даже имея хороший приёмник, любитель чужих секретов может немало поразвлечься за наш счёт. А вдруг, не дай бог, ваши тайны заинтересуют и кого «побольше»? Рисковать не стоит. Следовательно, детально обсуждать конфиденциальные вещи по мобильному телефону, подробно перечислять конфиденциальные события, имена, суммы, адреса, (
пароли, явки…) – моветон.
Каждый из нас изредка отвечает человеку, который ошибся номером. Опрос, проведённый ROMIR Monitoring, показал, что из 2080 респондентов 7 человек склонны на ошибочный звонок ответить грубо или невежливо. 7 из 2080 – на самом деле, не так уж много. Однако очень не хотелось бы когда-либо, ошибившись, попасть на одного из этих семерых. Операторам стоит, наверное, составлять списки таких своих абонентов и продавать эту информацию за деньги.
К неоднозначным темам мобильного этикета относятся: ответ по чужому мобильнику, разглашение чужого номера третьим лицам, а также мобильные игры в транспорте со включённым звуком. Как и следовало ожидать, по результатам различных опросов мнения юных более лояльны, чем высказывания зрелых мобиловладельцев. Дамские форумы в интернете полны «трагедиями», начавшимися с того, что страдалица прочла чужое SMS-сообщение. Этично ли вообще прикасаться к чужому мобильнику? Ответ опять-таки не обещает быть однозначным.
Одно правило, общее для мобильных абонентов и почему-то гостиничных портье: живой человек в очереди первый! Если мы вынуждены делить наше внимание между реальным и цифровым собеседником, вежливость предполагает отдать приоритет живому человеку. Будь это беседа с глазу на глаз, или, напротив, прослушивание целого оркестра, играющего для Вас. Европейский оператор Verizon Communications даже выпустил сборник комиксов под названием "Ты не должен звонить в храме".
Для упрямых индивидуалистов-пофигистов, которые считают, что правила безопасности в самолёте писаны не для них: выключайте всё-таки свой мобильник! Проверено: включенный, он за каких-то полчаса разряжается до нуля. Он, бедолага, всю дорогу старательно ищет и никак не находит сеть.
А теперь некоторые соображения по поводу операторов
Нет ничего более отвращающего от покупки у оператора услуги «Рассылка анекдотов», чем бородатый прикол латиницей, который эти садисты запостили тебе в воскресенье, в шесть часов утра. Но нет худа без добра: иногда чтение подобных рассылок может отвадить даже ревнивую любовницу копаться в Вашем телефоне.
Есть (
возможно, параноидальное) основание предполагать, что некий мобильный оператор изредка инициирует массовую автоматическую рассылку SMS со случайной подстановкой номеров отправителей. Программку такую написать, думаю, специалисту несложно. Зачем? Для ответной волны звонков-выяснений. Иначе объяснить странную историю, произошедшую со мной, затруднительно. Однажды мне пришло сообщение от незнакомого абонента с вопросом: «Кто ты такая и откуда у тебя мой номер?» Если бы я в то время не разыскивала по мобильнику нескольких заказчиков, то, конечно, оставила бы сообщение без ответа. Но, в надежде на то, что нашёлся всё-таки кто-то из них, вышла на связь. Оказывается, этот человек только что получил с моего номера SMS эротического содержания. Мистика это или коварный умысел? И кто написал сообщение от моего имени? Учинив мини-опрос на эту тему, обнаружила в своём окружении ещё одного абонента, который смог припомнить нечто подобное. О нет, я не настаиваю. Пусть лучше это будет праноидальное измышление, чем такое грубое нарушение мобильного этикета оператором.
Как и всякая бурно развивающаяся система, мобильная связь постоянно обрастает новыми деталями, правилами, эмоциональными установками. Быть постоянно в курсе мобильного, ежесекундно меняющегося мира – и привилегия, и довольно тяжелое бремя одновременно. Желаю всем, всегда и полностью, соответствовать постоянно растущим стандартам современной мобильности.
©
Татьяна Максименко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 22 мая 2009 г.