Не будем углубляться в тонкие подробности, так как, разумеется, на первом месте стоит модель и функциональные возможности аппарата (68 %), а расскажем о звуковой функции телефонов. Оказалось, что около 28 % покупателей обращают внимание, прежде всего, на наличие полифонии и типов звонков, из них около 34 % заявили, что качество звонка (также наличие радио) играет первостепенную роль в решении приобретения мобильного телефона.
Давайте рассмотрим подробнее суть и значение телефонного звонка для мобильных телефонов.
Звонок мобильного телефона, или рингтон, первоначально представлял собой однообразный звуковой сигнал, служащий для привлечения внимания владельца телефона. С появлением сотовых телефонов и развития мобильных технологий звонок мобильного телефона преобразовался из однотипного звука в серию разнообразных звуков с разной тональностью. Звонок стал представлять собой звук от небольших отрывков до целых композиций классической музыки и современной попсы. Более того, из мобильных телефонов при звонке нередко можно услышать самые разнообразные звуки: человеческую речь, хохот, звериные крики и т.п.
Спрос, который резко возник на рингтоны, способствовал появлению новой ветви бизнеса – продажи телефонных звонков. Теперь каждый желающий может зайти на специализированный сайт, выбрать понравившийся рингтон (есть возможность прослушать в режиме онлайн), заплатить за него посредством телефонного звонка или SMS и установить на свой телефон. Бизнес весьма прибыльный. По данным одного из продавцов рингтонов, компании Zingy.com, им удается продавать 2,5 млн рингтонов в месяц. Если учесть стоимость рингтона - в среднем это составляет около 1$ (иногда доходит до 2,5$) - можно легко посчитать доход такой компании.
Проблемы “рингтоного” бизнеса
За последние два года шедеврами “рингтоного” бизнеса становятся музыкальные хиты. Приобретая популярность у публики в виде музыкальной композиции или песни, произведение моментально преобразовывают в рингтон и выпускают в продажу. Пока композиция на пике популярности, рингтон покупается за любые деньги, принося большой доход. Но здесь есть ряд трудностей, касающихся авторского права.
Давайте сейчас рассмотрим, что иногда мешает популярной музыкальной композиции оказаться в нашем мобольном телефоне.
Появление, раскрутка хита и его приобретение популярности в народе – это длительный процесс, в котором участвуют много людей. Для создания настоящего музыкального хита певцу необходимо заключить контракт с компанией, владеющей правами на музыку и слова (музыкальные издатели), а также с компанией, владеющей правами на записанное исполнение. Иногда авторами одной песни могут являться несколько человек. А для того, чтобы из музыкального хита сделать рингтон, нужно согласие всех названых сторон. Вот здесь зачастую и возникают трудности.
Другой проблемой на пути “рингтонового” бизнеса является пиратство. Пиратство в музыкальном бизнесе – это давно известный и неукротимый бич. Компании не могут помешать производить обмен музыкальными записями между пользователями сети Интернет, что значительно снижает доходы звукозаписывающих компаний. Подобная ситуация возникла и в “рингтоновом” бизнесе. В Интернете существует огромное количество сайтов, которые предлагают нелицензионные версии рингтонов по смешным ценам. Так, если один рингтон у официальной звукозаписывающей компании стоит в пределах 1-2$, то пиратские компании предлагают годовой абонемент на скачивание неограниченного количества рингтонов за 10$. По подсчетам британской компании Envisional, ежедневные потери музыкальной индустрии составляют около 1 млн долларов.
Защита авторских прав
Стремясь решить проблему пиратства в музыкальном и “рингтоном” бизнесе, звукозаписывающие компании прорабатывают разные варианты. К примеру, компания Motorola выпустила четыре модели телефонов, на которых воспроизводятся рингтоны, недоступные другим мобильным телефонам. Nokia и другие компании пошли другим путем: в терминалы включено дополнительное программное обеспечение, позволяющее создавать музыку самим обладателям трубок.
Новый уровень борьбы с пиратством наступил в связи с объединением против общего “недруга” производителей мобильных телефонов, операторов мобильной связи и звукозаписывающими компаний. Производители мобильных аппаратов и сотовые операторы обязуются ограничивать возможность использования в мобильных терминалах бесплатно скачанной музыки, а звукозаписывающие компании обязуются поставлять свою продукцию строго на определенные ресурсы.
Конкуренция
В борьбу за лучший кусок пирога от продаж рингтонов вступают и звукозаписывающие компании, обладающие авторскими правами на слова и музыку. Они планируют увеличение прибыли от продаж рингтонов, заявляя, что рингтон – это отрывок музыкальной записи, который отличается от обычных музыкальных композиций лишь другим форматом, а, следовательно, большая часть прибыли должны принадлежать им. Поэтому многие звукозаписывающие компании ограничиваются продажами стандартных рингтонов песнями, исполнители которых являются авторами и связаны с записывающими компаниями контрактами.
Некоторые звукозаписывающие компании в сотрудничестве с исполнителями приступили к выпуску коротких ремиксов продолжительностью от 1 до 2 минут. Это короткие рингтоны на основе реальных музыкальных хитов. Результаты социальных исследований показали, что у потребителей больше пользуются спросом укороченные версии музыкальных композиций, чем рингтоны продолжительность 3-4 минуты.
По мере развития “рингтонового” бизнеса звукозаписывающие компании планируют внедрить дистрибуцию музыки и рекламных записей высокого качества. По заявлению руководителя телекоммуникационного подразделения Universal Music International Цедрика Понсонта, "
мобильные телефоны являются ключевым каналом для распространения музыки в будущем, но очень важно переосмыслить способ создания и распространения контента".
©
Карнешев Алексей, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 15 мая 2009 г.