Все это, конечно, необходимо продать в самые короткие сроки, пока товар не устарел. Поэтому создание сетей магазинов, способных реализовать сотовые телефоны и все связанное с ними быстро и эффективно, продиктовано законами рынка. Так продолжалось долгое время, пока не наступил кризис, расставивший свои точки над «i».
Увеличение спроса на телефоны все предыдущие годы позволило родиться гигантским сетям магазинов. В России и в мире их сейчас немало. Вспомним некоторых из них.
Вспомним их имена
Одна из крупнейших сетей розничной продажи сотовых телефонов, мобильной связи и аксессуаров является компания «Евросеть».
«Евросеть» - это ведущий дилер крупнейших операторов связи. Он занимает около 52% всего рынка сбыта мобильной продукции. Компания была основана в 1997 году, и первый салон был открыт в Москве. Сегодня же множество розничных точек можно увидеть не только в столице, но и в других российских городах, таких, как Екатеринбург, Тверь, Челябинск, Воронеж. Подобная сеть магазинов находится и в Киеве, и в Минске. Огромное количество салонов сотовой связи открыто в Эстонии, Литве, Казахстане, Молдове. Словом, бренд известен и в России, и за ее пределами.
Нужно отметить, что компания занимается продажей не только сотовых телефонов, но и цифровых фотоаппаратов, ноутбуков и некоторых других технических устройств и аксессуаров. В настоящий момент «Евросеть» работает под влиянием компании «ВымпелКом». Поглощение состоялось в октябре 2008 года.
Следующей розничной сетью, широко распространённой в России, является «Связной», специализирующийся на продаже услуг сотовых операторов, персональных средств связи, аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Бизнес зародился в 1995 году, когда в штате было всего 5 сотрудников. Сегодня их гигантское количество.
Бренд «Связной» развивался достаточно быстро, и в 2002 году открылись первые центры в Санкт-Петербурге. Группа компаний "Связной" является официальным дистрибьютором BenQ Mobile, Genius, Motorola, Nokia, Philips, Samsung и других производителей.
По влиянию и объему рынка «Связной» занимает второе место после «Евросети». В настоящий момент это единственный на рынке независимый ритейлер. Однако его судьба все еще находится под вопросом, и еще далеко не факт, что до конца 2009 года этот ритейлер сможет остаться независимым игроком.
Ещё одной известной фирмой является, или являлась, компания Dixis. Это целая группа компаний, основанная в 1996 году. Она считалась лидером в области дистрибуции оборудования, аксессуаров для мобильной связи, цифровой техники и оказания сервисных услуг. Dixis был официальным дистрибьютором таких известных брендов, как Nokia, Sony Ericsson, Samsung, LG, Fly, Motorola и многие другие. Dixis поддерживал отношения со всеми крупнейшими операторами сотовой связи в России. Осенью 2008 года компания Dixis оказалась неспособна расплатиться с кредиторами. Долг составлял $258 млн, и Dixis была вынуждена прекратить работу.
Следующая, не менее известная крупная сеть магазинов, о которой стоит рассказать, – «Цифроград». На рынке бренд появился только в 2003 году, однако, несмотря на это, уже вскоре потеснил многих своих конкурентов. Задача «Цифрограда» - продвижение современных технологий. Именно поэтому он является официальным партнёром таких знаменитых компаний, как Nokia, Sony Ericsson, Sony, Samsung, LG, Voxtel и других. Количество центров «Цифроград» к концу 2007 года стало превышать 1450, а количество сотрудников – несколько тысяч. Открыты филиалы в Воронеже, Казани, Перми и других городах.
Но это, как говорится, былая слава. А что сегодня? А сегодня картина довольно-таки печальная. Как и многие другие компании, в 2008 году «Цифроград» оказался в сложном положении, когда шансы на выживание практически сводились к нулю. Последняя надежда – сделка с «МегаФоном» в итоге сорвалась, как следствие, ритейлер прекращает свое существование, сворачивая все свои точки. Суммарный долг «Цифрограда» составляет более $100 млн., из них около $70 млн. ритейлер должен выплатить поставщикам мобильных телефонов – это ведущие производители мобильных телефонов. Еще около $50 млн. – это задолженность перед банками.
Необходимо также упомянуть и о компании «Беталинк», которая работала около 12 лет. Розничная сеть насчитывала более 750 салонов сотовой связи в более чем в 160 городах России. В феврале ритейлер обанкротился, не сумев договориться с оператором МТС.
Что же касается компаний «Телефон.ру» и «Эльдорадо», то в отличие от «Беталинка» и «Цифрограда», в данном случае сделки при участии сотовых операторов состоялись. Так, в феврале 2009 года оператор связи, компания МТС, приобрела сеть салонов связи «Телефон.ру», которая насчитывает 512 магазинов по всей России, а спустя месяц – в марте 2009 года приобрела 380 салонов связи «Эльдорадо». С чем связана покупка данных ритейлеров? Ответ прост – в условиях покупки «ВымпелКомом» крупнейшего на рынке игрока – «Евросети», компания МТС просто обязана была делать симметричный ответ. В противном случае не исключена возможность падения позиций МТС, в отличие от «Билайна», который чувствует себя прекрасно.
Чем они нас привлекали
В магазинах таких компаний, как «Евросеть», «Связной», «Цифроград» всегда можно найти свежие журналы, которые они выпускают и которые бесплатно можно взять и почитать. Они содержат новости из мира технологий и информацию о продаваемой продукции. На каждой странице – полезные сведения сразу о нескольких моделях телефонов. Например, описание трубки, ее функций, наличие карты памяти, размер, вес, цена и т.д.
Каждая известная компания, специализирующаяся на распространении сотовых телефонов, имеет свой собственный сайт. Веб-страничка содержит сведения о компании, историю её возникновения, получения наград и призов, адреса магазинов, информацию о проводимых рекламных акциях, о вакансиях в центрах. Обязательно указываются плюсы именно этой фирмы, направления деятельности, краткосрочные или долгосрочные планы.
Поскольку каждая из компаний осуществляет продажу телефонов и аксессуаров к ним и через веб-магазины, на сайтах дилеров размещаются соответствующие ссылки.
Одними из основных плюсов магазинов, продающих сотовые телефоны, стали, пожалуй компетентность и коммуникабельность менеджеров, их знания и способность быстро переключаться с одного клиента на другого. При всём при этом на работу, как правило, принимаются обходительные молодые люди, прекрасно разбирающиеся в своём деле. Они должны быть всегда в курсе всех новинок мобильных телефонов, чтобы суметь рассказать о них потенциальным покупателям.
Это, конечно, в идеале. Впрочем, обойдя эксперимента ради несколько магазинов, представляющих различные торговые сети, я остался неплохого мнения о сервисе. Даже ничего не купив. С откровенным хамством, по крайней мере, столкнуться не пришлось.
Магазины сотовых телефонов достаточно привлекательны для тех, кто решил сменить свою старую модель на новую, более современную. В некоторых компаниях эта услуга существует довольно давно.
Просто…обалдеть!
А по-другому даже и не знаю, как озаглавить оставшуюся часть материала. Если бы год назад мне кто-то сказал, что независимых ритейлеров на нашем рынке практически не останется, я бы призадумался. Де-факто за последние полгода произошел глобальный передел сотового ритейла. Сейчас этот процесс можно считать завершенным. Все, что можно было купить, некоторые ловкие и предприимчивые сотовые операторы уже купили. А оставшиеся проблемные активы с огромными долгами никому не нужны.
C'est la vie.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 30 апреля 2009 г.