Мобильные игры всегда сравнивали и ещё долго будут сравнивать с консольными — ведь технологическое отставание одних от других сокращается буквально на глазах (хотя оно по-прежнему очень велико), и наблюдать за этим процессом безумно интересно. Конечно, всегда между этими типами видеоигр будут принципиальные, идейные различия. Большое значение 2013 года в том, что он почти отчетливо показал, в чем различия эти, скорее всего, будут в обозримом будущем заключаться.
В ушедшем году лично мне стало совершенно понятно — игры для смартфонов и планшетов никогда не будут развлекать нас таким же образом, как проекты для PC и консолей. Цель «карманных» тайтлов — увлечь нас на 5, 10, 20 минут (в зависимости от жанра) с тем, чтобы потом ещё 5-10-50-150 раз заманить в свои сети на такой же промежуток времени. А потом — всё. В памяти эти игры остаются исключительно как приятные «развлекалочки», не претендующие на то, чтобы показывать нечто уникальное/изумительное/познавательное. Увы — среди мобильных проектов таких подавляющее большинство.
А вот с играми консольными наблюдается обратная тенденция. Они, конечно, не становятся «хардкорнее» и сложнее, но все настойчивее претендуют на звание произведений искусства. Их уже зачастую можно рассматривать в качестве интерактивных фильмов, в которых сюжет и художественная составляющая важнее геймплея и технологических моментов. И поэтому они остаются в памяти надолго — если, конечно, сделаны качественно и с душой.
Плюс, конечно, «донат». В случае с мобильными играми он — как эпидемия, которая уничтожает некогда великолепные тайтлы. Только микротранзакциями можно было убить классный гоночный симулятор Real Racing – что и было сделано в третьей части. Из наиболее ярких, на мой взгляд, примеров нынешнего года — Plants vs Zombies 2 и Ridge Racer Slipstream. Играть в них не то чтобы невозможно, но уж очень непривычно и муторно — если, конечно, совершать это дело без сопровождающих микротранзакций.
В технологическом смысле обошлось без прорывов. Прошлый год принес дисплеи Retina и массовые четырехъядерные процессоры, этот — лишь ещё более массовые четырехъядерные процессоры и довольно-таки бесполезные псевдо-восьмиядерные (с четырьмя одновременно работающими ядрами). Прогресс в игровой графике, правда, наблюдается — теперь и на бюджетных устройствах можно увидеть «картинку», превосходящую уровень PS2 (но даже на топовых гаджетах до PS3 так и не дотягивающую).
По традиции вспомним некоторые из наиболее заметных игр ушедшего года. Среди них, несмотря на угнетающие тенденции, есть действительно классные проекты — как эксклюзивные, так и портированные с других платформ.
Grand Theft Auto: San Andreas
Что: порт одной из лучших GTA в истории сериала.
Почему: игра перенесена на iOS и Android не просто качественно, но с учетом специфики мобильной платформы — появились сохранения «внутри» заданий, управление стало абсолютно настраиваемым, да и графика похорошела.
Terraria
Что: мобильная версия идеальной «песочницы» в стиле Minecraft.
Почему: опять-таки — высокое качество портирования. Все возможности оригинала были заботливо перенесены в смартфонно-планшетную версию.
Device 6
Что: интерактивная книга, активно использующая возможности мобильных устройств.
Почему: потрясающая игровая механика. Запустив Device 6, придется долго думать — но отвлечься от решения загадок крайне сложно. Увлекательная и оригинальная игра.
République
Что: адвенчура про жизнь смелой девушки в тоталитарном государстве.
Почему: фантастически красивая и стильная графика, оригинальный геймплей (управлять главной героиней нельзя — ей можно лишь давать подсказки через хитро устроенные камеры наблюдения).
Cut the Rope 2
Что: продолжение головоломки от отечественных разработчиков.
Почему: незамысловатый принцип «разрежь веревку так, чтобы еда упала в рот обжоре» увлекает по-прежнему. В сиквеле разработчики его слегка обновили — теперь нам помогают персонажи на уровнях, которые так или иначе могут менять окружающее пространство.
Deus Ex: The Fall
Что: ролевой экшен в знаменитой игровой вселенной.
Почему: потрясающая графика и доступный геймплей.
Boson X
Что: необычный раннер про ученого, гоняющегося за открытиями.
Почему: динамика происходящего — пожалуй, наиболее сбалансированная среди всех игр жанра за год. Да и визуально все оформлено со вкусом.
Dead Trigger 2
Что: условно-бесплатный шутер с кровищей, «мертвяками» и почти автоматическим управлением.
Почему: несмотря на донельзя упрощенную игровую механику (в зомби можно не стрелять — достаточно навести прицел, и патрон тут же вылетит из ствола), Dead Trigger 2 – интересный и красивый FPS. К тому же, регулярно обновляемый — недавно контент игры был расширен аж в полтора раза.
Call of Duty: Strike Force
Что: первая полноценная Call of Duty для iOS и Android.
Почему: разработчикам пускай и с переменным успехом, но удалось передать атмосферу легендарного «шутерного» сериала. Тактические элементы кажутся в игре лишними, но, к частью, их использование скорее опционально, нежели обязательно.
The Shadow Sun
Что: RPG с традиционной «компьютерной» механикой и по совместительству главный мобильный долгострой.
Почему: ощущения от игры в The Shadow Sun немногим отличаются от средней руки RPG для PC. Одно это уже заставляет обратить на неё внимание. Кроме того, дизайн игрового мира и масштаб здесь на высоте — особенно если учесть не ахти какой высокий бюджет разработки.
Игры-2014
Уже сейчас можно с почти что полной уверенностью сказать о том, что же станет главным событием мобильно-игровой индустрии 2014 года — на ближайшие месяцы запланирован релиз движка Unreal 4. В отличие от «моторчика» предыдущего поколения, новая технология Epic Games почти одновременно появится на «больших» и мобильных платформах. Вы только посмотрите на эту видео-демонстрацию!
Если сейчас технологическое первенство на iOS и Android – за Unreal 3, то, кажется, в 2014 году ему на смену придет не нечто от конкурентов, а, в крайне оперативном режиме, новый продукт лучшего производителя игровых движков современности. Такая преемственность лично меня радует — разработчикам вряд ли будет эпически сложно освоить Unreal 4 (многие «практические» моменты перейдут в движок из Unreal 3), а вот мы, скорее всего, сможем наконец-то насладиться на мобильных платформах графикой, превосходящей уровень Xbox 360 и PS3.
Тем более что вычислительные мощности гаджетов будут расти — появятся первые полноценные восьмиядерные процессоры MT6592 от MediaTek, Nvidia выпустит высокопроизводительный видеочип Tegra K1, а все остальные производители будут вынуждены в срочном порядке анонсировать что-то похожее (и, скорее всего, не менее впечатляющее).
В 2013-м году в плане технологий можно было наблюдать некое затишье: ни Apple, ни Google сотоварищи не представили ничего революционного. Ну, четырехъядерные процессоры наконец-то стали массовым явлением — но это абсолютно логичная эволюция, обоснованная не столько технологической необходимостью, сколько маркетинговыми амбициями. Хотелось бы верить, что затишье это было — перед бурей.
©
Варламов Даниил, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 15 января 2014 г.