Для широкой общественности данное мероприятие прошло, вероятно, без особого внимания, так как ныне многие в первую очередь ожидают от Apple анонсов конкретных устройств, того же iPad 3. Между тем концептуально замысел Apple действительно хорош, и в какой-то степени может изменить мир издательского дела, пусть и в сфере обучения. Другое дело, что на практике данное изменение может не оказаться глобальным и значимым для стран, отличных от США. В чем тут дело?
Мне кажется, что кое-какие преобразования в книгоиздательстве произвел сам интернет как глобальная сеть, позволяющая легко и быстро общаться множеству людей. Так, возникли сервисы для публикации собственноручно написанных произведений, например, портал «Самиздат». Да, это площадка для некоммерческого размещения текстов, но ее преимущество в том, что туда можно отправить что угодно и кому угодно, имея даже низкоскоростной выход в сеть. Более того, подобные ресурсы позволяют вынести на суд общественности планируемое к коммерческому издательству произведение, узнать мнение читателей, получить ценные советы. Возможно участие в литературных конкурсах и завоевание известности, что приведёт к потенциальному интересу со стороны издательств. Например, некоторые книги серии «Метро-2033» по частям публиковались их авторами на упомянутом портале, а позже уходили в коммерческую публикацию.
Следующий этап (если говорить про нашу страну) наступил в тот момент, когда на руках у населения оказалось изрядное количество терминалов для чтения книг в цифровом виде, а продавцы поняли, что самое время переходить к торговле электронными версиями произведений. У данного подхода есть свои неоспоримые плюсы – экономится место (тысячи книг уместятся на крохотной карте памяти), купить книгу стало просто (часто хватает отправки SMS с телефона), можно до покупки почитать отрывок или обсудить ценность издания на форумах. Да и цены на электронные версии книг, как правило, весьма гуманны. Не секрет, что сегодня большое количество новинок продается по ценам в районе 400-600 рублей, а их художественная ценность не всегда равна ценности материальной. В таком случае куда разумнее купить именно электронную книгу. А если мы говорим про некую серию изданий (вспомним широко продвигаемый отечественный «Этногенез»), то нередки и специальные акции, когда всю серию можно приобрести со значительной скидкой. Таким образом, сегодня даже в нашей стране сложился рынок цифровых книг, и его объемы будут расти.
Что же предложили в Apple? Они решили пойти еще дальше (впрочем, по слухам, это решил не кто иной, как Стив Джобс) и для сферы создания образовательного контента в принципе упразднить роль издательств. То есть ликвидировать посредников между авторами какой-то энциклопедии и ее покупателями. Сама по себе такая идея крайне хороша. Мне видится безусловно верным постепенный переход от бумажных учебников к цифровым. Трудно спорить с тем, что традиционные издания и тяжелы, и не всегда информационно актуальны в связи с очень быстрыми темпами развития науки и ее взглядов на те или иные предметы. Если алгебра с геометрией в рамках школьной или ВУЗовской программы сохраняют достоверность долгое время, то та же «Информатика» по уму должны обновляться ежегодно, а то и чаще. А уж если говорить про физику или физиологию, то тут очень нужны динамические иллюстрации. Apple и решила способствовать данному процессу трансформации учебников в цифровой вид. Уже сегодня можно скачать как программу для чтения таких изданий, так и бесплатное средство их создания. Каждый желающий может разработать личную энциклопедию, наполненную видеороликами, аудиозаписями, красочными фотографиями, да еще и с красивой версткой. Получится полноценной мультимедийное справочное пособие или учебник. Далее его можно напрямую разместить в магазине приложений от Apple, а верхняя планка цены там задана в 15 (доля компании составит 30%) долларов, что для США весьма заманчиво. И никаких посредников-издательств и лишних расходов, связанных с печатной публикацией! Не заманчиво ли? Как я и писал ранее, в теории это очень хороший шаг, который заметно приблизит нас к цифровому будущему.
Теперь о том, почему это пока не глобальная революция. Причин тому не одна:
1. Apple предпочитает огораживать свою экосистему колючей проволокой с часовыми по периметру. Иными словами, создавать и продавать такие мультимедиа-учебники можно только в рамках сферы влияния Apple, то есть на ее устройствах. Причем компания требует от авторов соблюдать эксклюзивность продаваемой в магазине книги. Получается ситуация, когда аудитория автора ограничивается пользователями продуктов американской компании. Их много, но это далеко не все люди мира.
2. Остается открытым вопрос о компетентности создателей будущих учебников. Если этим займется издательство, то все хорошо. Но ведь теперь каждый желающий может взять и опубликовать свой «учебник», не отвечая за его профессиональную объективность и достоверность в плане содержания. Не превратится ли магазин Apple в некую «помойку» из изданий совершено разного уровня качества?
3. Никуда не девается и вопрос охраны здоровья учащихся. Многие школы и ВУЗы в США уже закупают партии
iPad для своих нужд. Но читать бумажную книгу это одно, а смотреть длительное время на дисплей планшета с подсветкой это совсем иное. Пока нет исследований, доказывающих, что это безопасно, да и вряд ли такие появятся.
Отдельно в позитивном ключе я бы отметил анонс Apple еще одного сервиса - iTunes U, который призван предоставить плацдарм для максимально продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов. Например, учитель сможет опубликовать там личные лекции, задания для студентов, даже расписание своих занятий. Безусловно, для пользования таким сервисом требуются устройства от Apple и хорошая интернет-инфраструктура, но преимущества подхода очевидны.
Подводя итоги, я бы сказал вот что: в Apple мыслят в правильном направлении. Компания планомерно расширяет свою экосистему, вводя в нее новые элементы. Теперь дошла очередь до книг. Попытки компании стимулировать внедрение передовых технологий в процесс образования не могут не вызывать уважения, так как ряд дисциплин действительно стоит изучать в таком мультимедийном формате. Это бесспорно. Но в сухом остатке такая идея пока не сможет преобразовать весь мир книгоиздательства в силу закрытости экосистемы Apple и относительной дороговизны ее продуктов. Например, в нашей стране массовое оснащение хотя бы ВУЗов планшетами пока выглядит сущей экзотикой. То есть Apple показала нам всем ее видение будущего сферы образования, но до него еще неблизкий путь. И на этом пути немало препятствий.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 25 января 2012 г.