Во-первых, нам по-прежнему «скармливают» маркетинговые заявления о пользе и преимуществах гонки аппаратных характеристик. Все ведущие производители мобильных чипсетов соревнуются в том, кто быстрее выпустит 4-ядерное решение и кто быстрее освоит новый техпроцесс. В 2012 году флагманские смартфоны и почти все планшеты обзаведутся теми самыми 4 ядрами (а в случае чипа Tegra 3 аж пятью). На борту у них окажется минимум 1 Гб оперативной памяти (а может и более). Будут применяться еще более мощные ускорители графики. Придется ставить огромные, но более ёмкие аккумуляторы. Но к чему это все? Пока что такая гонка чисел наблюдается в стане Android-устройств (хотя Apple тоже постепенно наращивает аппаратную мощь
iPhone). Ранее считалось, что такой прирост мощностей позволит добиться плавности интерфейса на Android. С версии 3.0 эта ОС работает с аппаратным ускорением графики, но все равно имеют место задержки в работе интерфейса. А совсем недавно один из сотрудников Google пояснил, что дело тут не в мощностях чипсетов, а в самом устройстве Android. Оказывается, отрисовка интерфейса для данной ОС это просто процесс, обладающий стандартным приоритетом. И если в фоне уже есть много задач, то ресурсы на отображение рабочих столов выделяются по остаточному принципу – отсюда и притормаживания. В iOS же и Windows Phone 7.5 плавность отрисовки интерфейса это приоритетная задача, и там все работает шустро. Так что никакое наращивание процессорных и графических мощностей не сможет гарантировать плавность работы Android.
А что остается? Разве что игры. Да, тут можно сказать, что будут появляться несколько игровых проектов, специально оптимизированных под графический чип того или иного производителя. Например, сегодня имеется игра Riptide GT в версиях под iOS и под Android. Причем последняя версия «заточена» под новейший чип Tegra 3 от Nvidia. Это приводит к более насыщенной графике (прорисовываются даже капли воды, стекающие по экрану). Итого мы должны понимать, что, по большому счету, платим за новейшее «железо» в смартфоне или планшете на Android ради лишь пары-тройки игр. На iOS примерно то же самое, только игр, выжимающих все соки из аппаратного обеспечения того или иного поколения iPhone, может быть чуть больше – сама ОС более привлекательная для разработчиков.
Что же по остальным характеристикам мобильных девайсов? В аппаратном плане мы уже приблизились к потолку развития. Экраны доросли до 4,5 -5 дюймов, что является максимумом для устройства, претендующего на портативность. Разрешение в 2012 году составит 1280 на 800 точек, что еще недавно было нормой для мониторов ПК. Плотность пикселей стала достаточно высокой для исключительно гладкого изображения (не берем в расчет матрицы по технологии Pentile). Развитие мобильных камер несколько затормозилось, но, тем не менее, качество съемки на текущих флагманах на всех ОС волне приемлемое, равно как видеозапись (нормой уже стало разрешение 1080р). Причем появятся и отдельные фоторешения, например грядущий преемник
Nokia N8. Музыкальная составляющая вышла из приоритетов развития уже давно, сегодня никакого массового улучшения звука не видно, есть лишь отдельные модели, могущие соревноваться с качественными плеерами. Расстраивает, что нет и заметного наращивания объемов встроенной памяти – а вот это было бы очень актуально! Текущие флагманы легко крутят HD-фильмы, а на встроенную память получится записать всего 3-4 подобных видеофайлов! При нынешних объемах носимой с собой музыки, фильмов и игр уже хочется иметь как минимум 64 Гб памяти внутри устройства, а то и больше. В аккумуляторах прорыва также нет, хотя вроде бы исследования в этом аспекте ведутся, но по-прежнему современный смартфон еле-еле доживает до вечера. И тут не видно пока перемен. Но по большому счету аппаратно смартфоны и планшеты уже и так очень мощны. Дальнейшая эволюция в этом плане скорее смахивает на чистый маркетинг, чем на необходимость (хотя вполне вероятно, что в 2012 году нам с пафосом представят 6-ядерные чипы). Требуется некая смена приоритетов развития.
При всем своем довольно ровном отношении к Windows Phone 7.5 нельзя не отметить, что Microsoft как раз пошла по иному пути продвижения этой ОС. Здесь нет упора на аппаратные данные, более того, их покупателю даже не надо и знать. Ему внушают лишь то, что за счет унифицированных требований к «железу» любой аппарат с Windows Phone 7.5 обеспечит плавность и отсутствие тормозов в интерфейсе. И это действительно так. Более того, сама ОС создана по иной идеологии, нежели привычные iOS и Android. Она нацелена на максимально простое выполнение задач пользователя и отказом от заполненных иконками и виджетами множества рабочих столов. Пока есть и минусы у такого подхода, да и ОС еще молода и не избавлена от детских болезней, но все же радует, что хоть кто-то отказался от гонки гигагерц и сосредоточился на самом интерфейсе. Ведь это именно то, что нам в первую очередь и важно. Рядовому покупателю вовсе не интересно читать, сколько ядер внутри его телефона и сколько оперативной памяти. Ему нужен понятный интерфейс и высокая скорость его работы. Желательны еще максимальная простота поиска и установки новых приложений и безопасность работы. Это и видится тем приоритетом, на котором надо сосредоточиться всем производителям. Неслучайно и Android 4.0 стал весьма существенным обновлением ОС в плане интерфейса (кстати, став кое в чем похожим на Windows Phone 7.5).
Настолько удачным, что пошли слухи о том, что Samsung и НТС могут в перспективе отказаться от своих программных оболочек.
То есть наступает время эволюции интерфейсов и связанных с ними сервисов. Вот тут нужны новые идеи и смелые эксперименты. Нужно искать новые, более эффективные пути взаимодействия пользователя с устройством. Нужно упрощать связь пользователя с остальным миром. И выиграют те компании, которые смогут раньше других предложить что-то новое в этом направлении. А аппаратная база для этого уже есть, осталось только добавить к ней программные решения.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 14 декабря 2011 г.