Более того, вероятность осуществления данной покупки была довольно высока, так как дела у шведо-японского союза шли не слишком удачно, и Sony пришлось заплатить сравнительно небольшую сумму, чуть выше миллиарда евро. Предпосылки такого преобразования мне видятся в давних внутрикорпоративных конфликтах выходцев из Sony и Ericsson, которые, в частности, привели к отмене разработки игровых устройств под брендом Playstation еще 4-5 лет назад, когда такой продукт мог бы стать сильным соперником для создававшегося в то же время iPhone.
Если посмотреть на последние годы существования Sony Ericsson, то можно проследить основные вехи в развитии компании, сменяющие друг друга вместе с приходом новых топ-менеджеров. Самые успешные годы компания пережила под управлением Майлза Флинта, при котором в 2005 году были выпущены в продажу эпохальные телефоны K750 и W800, показавшие, как в принципе может выглядеть сбалансированный по цене и функциональности мультимедийный девайс.
Нельзя забывать и о весьма популярной Р-серии и, в частности, о ее представителе Р990, который уже в те далекие времена задавал высокую планку функционала для данного класса устройств. В то время Sony Ericsson сумела успешно развить музыкальные и фотографические серии телефонов, используя известные бренды Cybershot и Walkman. И, что самое главное, компания окружила себя аурой инновационности, заставляя технических энтузиастов пристально следить за своими анонсами. Тогда Sony Ericsson умела предложить по-настоящему любопытные устройства, которые подчас были лучшими в своем сегменте. Нелишним будет и вспомнить, что именно при Майлз Флинте Sony Ericsson выкупила компанию UIQ, и руководство шведо-японского альянса было намерено самостоятельно развивать данную программную платформу для своих сенсорных смартфонов. И, возможно, если бы история сложилась по иному, сегодня на рынке была бы еще одна обильная ОС или даже экосистема на её основе.
Однако вследствие подковерной борьбы в сентябре 2007 года Флинт был вынужден уйти в отставку, а на его место пришел Хидеки Комияма, который до этого назначения заведовал маркетингом в Sony.
При его правлении в развитии компании наметились проблемы и признаки застоя. Начались спорные и закончившиеся ничем эксперименты со сторонними ОС, в результате которых мы лицезрели громкие анонсы линейки Xperia и аппаратов
X1 и X2 на Windows Mobile, хотя уже тогда было очевидно, что система от Microsoft доживает последние годы, и у нее нет перспектив. Можно отметить и интересный, но тоже неуспешный эксперимент на S60 под названием Satio, который мало что мог предложить, кроме 12 Мп камеры. На базе же UIQ появлялись весьма странные решения вроде
G700 и
G900, не отличавшиеся качеством или же какими-то выдающимися аппаратными решениями. В сегменте мультимедийных устройств тоже было не все ладно – компания недостаточно времени уделяла улучшению звука в своих моделях, задержала внедрение унифицированных разъёмов 3.5 мм и microUSB. Её позиции стала активно теснить Nokia, применявшая передовые мультимедийные наработки не в телефонах, а исключительно в смартфонах, которые уже смогли предлагать пользователям большую функциональность. Затягивалась и разработка четвертой версии платформы UIQ. Более того, ближе к концу 2008 года стало известно о проблемах с финансированием этой компании. Пошли слухи о возможном объявлении ее банкротом. Это и случилось в итоге, что привело к официальному закрытию развития UIQ в начале 2009 года. Таким образом, Sony Ericsson осталась без собственной мобильной ОС. Видимо, именно это вкупе с неуспехом моделей на Windows Mobile и подвигло компанию к переходу на Android.
Основное развитие этого направления шло при руководстве Берта Нордберга, сменившего Комияму в середине 2009 года.
При нем компания сосредоточилась на создании смартфонов под управлением Android, а развитие телефонов на платформе А200 было практически свернуто. Кстати, представители Sony оставили в силе намерения еще Sony Ericsson вовсе отказаться от производства обычных телефонов в 2012 году. Меж тем первый блин оказался комом – модель
Х10 вышла в продажу на устаревшей версии ОС, кроме того, программные надстройки от Sony Ericsson существенно тормозили скорость работы интерфейса. Проблемы с программной поддержкой привели к волне недовольства даже среди преданных фанатов компании. Sony Ericsson пришлось исправляться, и в 2011 году они заявили о том, что новые продукты будут выходить только на актуальных версиях Android. Это обещание удалось выполнить, сегодня обновления для продуктов компании выходят довольно оперативно. Более того, именно в конце 2011 года у компании сформировался неплохой набор смартфонов среднего уровня, но его продажам мешает подорванное доверие к самой компании. А что ждать дальше?
Во-первых, по слухам, бренд Sony Ericsson может смениться на Sony уже в 2012 году. Во-вторых, понятно, что всем процессом создания мобильных устройств будут руководить сотрудники Sony. В-третьих, по новейшим слухам, в планах компании на конец следующего года выпуск лишь нескольких дорогих устройств. Что настораживает лично меня в свершившейся сделке? Начать стоит с того, что сама по себе Sony испытывает серьезные финансовые проблемы. К завершению текущего финансового года (март 2012 года) компания уже не ждет прибыли, а прогнозирует чистые убытки в размере 1,2 млрд долларов. Укрепление курса японской иены наносит ущерб ориентированной на экспорт Sony, в частности, ее телевизионное подразделение уже много лет стабильно терпит убытки. И всё это на фоне мощной конкуренции со стороны Samsung. Такая ситуация вызывает сомнения в способности Sony инвестировать значительные суммы в разработки новейших мобильных технологий. А именно их отсутствие и вызывает недовольство покупателей телефонов данного бренда. К сожалению, продвижение брендов Exmor и Mobile Bravia оказалось лишь рекламой, реального улучшения качества за ними не стояло. Далее, у меня есть определенные сомнения в способности менеджеров Sony грамотно и адекватно развивать линейки мобильных девайсов. Например, я являюсь давним поклонником и пользователем плееров марки Walkman. Я до сих пор пользуюсь плеером данного бренда, и ценю его за продуманную эргономику, отличный звук и дизайн. Но при всем уважении к Sony мне не нравится текущее развитие этого направления. Творится что-то непонятное. Компания упорно игнорирует тенденции рынка и живет в каком-то своем мире. Нет расширения списка поддерживаемых кодеков, нет добавления новых функций, нет разработки мультимедийных плееров в противовес
iPod Touch или Samsung Galaxy Wi-Fi. Провальный во всех смыслах сенсорный Walkman семейства Х-1000 тому доказательство. Sony не понимает того, во что превратился рынок плееров. И все это происходит на фоне традиционно высоких цен на продукцию компании. Безусловно, на текущий момент плееры Walkman переживают не лучшие времена. И пока не видно, как компания хочет исправить положение. Это наводит на простую мысль – под брендом Sony мы можем увидеть красивый дизайн (да-да, тот самый Sony-Style), громкие рекламные лозунги, но технически средние телефоны по неадекватным ценам. Хотелось бы ошибиться и поверить в то, что мы дождемся от японской компании почти идеальных решений, но…
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 10 ноября 2011 г.