Такой шаг, на мой взгляд, является естественным следствием тех проблем, с которыми столкнулась компания в недавнем прошлом. Если оглянуться назад, то еще несколько лет назад Sony Ericsson вполне успешно развивал не только направление смартфонов, но и «телефонную» платформу А200, которая по праву считалась одной из лучших на рынке. А200 в качестве основы многих устройств компании, заслуживших признание пользователей, достойно конкурировала с аналогом от Nokia под названием S40. В заслугу Sony Ericsson можно поставить то, что именно телефоны этой марки первыми получили вполне работоспособную многозадачность для Java-приложений, чего, к слову, до сих пор не может обеспечить Nokia. Однако компания по сути провалила развитие направления UIQ-смартфонов, затем безуспешно экспериментировала с Windows Mobile, что сказывалось на получаемой прибыли. Вместе с этим замедлилось и развитие А200, что привело к ожидаемому недовольству пользователей, ведь компания издавна славилась умением представлять инновационные как аппаратно, так и программно продукты. А флагманы от Sony Ericsson не оказывались так успешны, как ожидалось – все мы помним задержки с продажами Sony Ericsson Satio или проблемы с поддержкой
Xperia X10. Еще года полтора назад наметился переход компании к созданию в основном смартфонов, но продолжали выходить и простые дешевые модели, впрочем, не самого высокого качества. А любители культовых в прошлом K750 или
W995 и вовсе отчаялись дождаться замены своим устройствам. Но в отчете за третий квартал 2011 года компания показала, что 80% ее дохода генерируют именно Android-смартфоны. При таких условиях отказ от производства, даже стороннего, дешевых моделей может быть оправдан. Однако это, несомненно, скажется на рыночной доли компании, которая неизбежно сократится. Так что все говорит о том, что руководство Sony Ericsson решило сосредоточиться на получении максимально возможной прибыли, продавая относительно дорогие аппараты с той или иной наценкой. Это тоже неудивительно, учитывая убытки компании во втором квартале этого года и нулевую чистую прибыль в третьем квартале. Средняя же цена продаваемых устройств повысилась по сравнению с прошлым годом.
Здесь возникает вопрос о продуманности модельного ряда и его конкурентоспособности. По сути, компания пытается вернуться к давним временам, когда она создавала в своем роде элитарную продукцию для ценителей продвинутых гаджетов. Безусловно, Android как современная и быстро развивающаяся мобильная ОС очень перспективна, однако этот сегмент уже плотно оккупирован сильными игроками вроде Samsung и НТС. Достаточно вспомнить, что флагман
Samsung Galaxy S II был продан в количестве 10 миллионов штук всего за 5 месяцев. В 2010 году Sony Ericsson сильно расстроила фанатов спорными моделями серии
X10 mini, да и флагман X10 имел недостатки. В этом году компания несколько исправилась, представив более сбалансированную линейку, включающую сильные решения вроде
Xperia mini, предлагающие за умеренную цену мощную аппаратную начинку и свежую версию ОС. Нельзя не отметить и довольно удачную новинку
Xperia Ray. Но у компании объективно нет сильного предложения в сегменте дорогих устройств стоимостью выше 20-22 тысяч рублей, где можно ставить довольно большие наценки и получать ощутимую маржу. Взгляните на компанию НТС, которая на новинки вроде Sensation XE ставит по-настоящему высокие цены в районе 1000 долларов при не самых топовых характеристиках. Текущий топовый флагман
Sony Ericsson Xperia Arc не может уже поразить воображение покупателя отменным дисплеем или 2-ядерным чипом. Это смартфон, который имеет одно сильное преимущество – дизайн. Аппарат действительно красив, и его приятно держать в руке. Но хватит ли одного дизайна для конкуренции с Samsung или НТС? Думаю, что нет. Все указывает на то, что Sony Ericsson уже не имеет средств на своевременные разработки новых комплектующих для своих устройств. Она пока еще может более-менее пристойно доработать саму ОС и вовремя обновлять ее версии. Но ушли времена, когда Sony Ericsson задавала планку качества на рынке. Имея нулевую прибыль, приходится на чем-то экономить, чтобы выжить. И существуют мнения, что компании стоило бы возобновить создание сбалансированных продуктов на базе А200 с адекватной ценой и функциями. Но руководство приняло иное решение. Отныне Sony Ericsson в плане продуктовой линейки это копия НТС, продающей почти исключительно смартфоны.
Однако на стороне тайваньской компании как мощнейшие наработки в плане собственных интерфейсов, так и партнерство с Qualcomm, что позволяет достаточно оперативно внедрять новейшие чипы в свои продукты. Более того, НТС начала активно доводить до ума как свои камеры, которые издавна были не ахти, так и звуковую часть аппаратов, стремясь создавать универсальные мультимедийные решения. Конкурировать с таким соперником Sony Ericsson с одними смартфонами будет очень сложно. Вероятно, при не менее сильном модельном ряде на 2012 год компании удастся выйти на какую-то небольшую чистую прибыль, но ее рыночная доля может упасть до единиц процентов или даже ниже. К сожалению, сегодня этот производитель превратился в нишевого игрока, растратив кредит доверия многих своих бывших поклонников. И не стоит уже особо рассчитывать на триумфальное возвращение. Нельзя забывать и про «горячий» слух насчет возможной преобразования Sony Ericsson в только Sony. Если такое случится, то сложно и сказать, что мы получим в итоге, ведь сама Sony давненько не создавала телефоны, и не имеет большого опыта в этом деле. Пока же остается только наблюдать за развитием ситуации. Полагаю, выставки CES 2012 и MWC 2012 покажут нам, насколько сильные новинки приготовила компания к следующему году, и смогут ли они поддержать ее на плаву.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 18 октября 2011 г.