Хотя, казалось бы, что может быть прекраснее анонса новой домашней консоли от Nintendo?
Epic fail
Небольшое, но не очень лирическое отступление. То, что Nintendo показала на нынешней Е3, иначе как epic fail назвать не получается. Wii U – так называется новая консоль от японкой корпорации – представляет собой, как и первая Wii, обычную телевизионную приставку с необычным контроллером. На этот раз в роли необычного контроллера небольшой планшетный компьютер. Действительно, еще никто из производителей консолей не додумался выпустить гаджет, в котором в качестве средства управления применялся бы планшетник. Из производителей консолей.
Но юмор ситуации в том, что за день до начала Е3 прошла WWDC 2011, на которой, в частности, была анонсирована возможность использования iPad в качестве пульта управления для Apple TV с расширенными возможностями. При этом картинка с iPad подается на экран телевизора через Apple TV – при запуске оптимизированных игр получается концептуально абсолютно та же самая Wii U.
Уже после начала E3 компания Firemint анонсировала апдейт к своей хитовой гоночной игре Real Racing 2 HD, который привносит как раз возможность использования iPad 2 в качестве контроллера. Кнопки управления и игровая информация при этом находятся на планшете, а весь геймплей отображается на телевизоре, подключенном к Apple TV или компьютеру Mac.
Дополнение будет доступно сразу же после релиза iOS 5, то есть осенью. Релиз Wii U состоится не раньше, чем через год. При этом можно не сомневаться, что к моменту появления Wii U на рынке разработчики выпустят уже немало игр, задействующих описанные выше возможности новой мобильной операционной системы от Apple.
Ирония судьбы, конечно: боссы Nintendo и в самом страшном сне не могли представить, что за считанные часы до анонса новой их консоли другой компанией, в данном случае Apple, будет анонсирован ничуть не менее удобный, но при этом абсолютно бесплатный ее софтовый аналог. К тому же — предназначенный для самой быстроразвивающейся программной платформы современности. Тот факт, что после анонса Wii U акции упали до показателей пятилетней давности, говорит сам за себя.
Спасти Wii U теперь может только низкая цена самой консоли (на мой взгляд, 150-200 долларов будет оптимальным ценником), поддержка со стороны разработчиков игр и срочная PR-компания, разъясняющая преимущества приставки от Nintendo над связкой iPad+Apple TV. В противном случае компания вернется в ту эпоху, когда ее домашние консоли воспринимались как «запасной вариант» в основном для ценителей. Именно такими приставками считались, например, SNES, Nintendo 64 и GameCube; из консолей последней четверти века от Nintendo безусловным лидером рынка сумела стать только Wii, выпущенная в 2006 году. В ней, напомню, в качестве средства управления использовался не джойстик, а беспроводной пульт в стиле телевизионного.
Впрочем, заканчивая рассказ про Wii U, мне все-таки хотелось бы сказать и кое-что положительное о новой консоли. Вернее, конечно, не о консоли, а о ее контроллере: о собственно подключаемой к телевизору приставке даже Nintendo на пресс-конференции ничего хорошего рассказать не смогла. А вот у контроллера, помимо 6.2-дюймового сенсорного широкоформатного экрана, есть еще две камеры, гироскоп, акселерометр, микрофон и с десяток кнопок различной конструкции. Наверняка с помощью всего этого набора управлять происходящим будет удобнее, чем при использовании обычного планшета — что, в принципе, сделает более лояльными к новой консоли хотя бы фанатов Nintendo.
Жизненная альтернатива PSP
Теперь о приятном — презентации PS Vita. Консоль впервые была представлена еще в начале нынешнего года под названием NGP; теперь, ближе к релизу, Sony объявила официальное название и рыночную стоимость гаджета.
Vita в переводе с латинского означает «жизнь» — Sony намекает на широкие возможности консоли в области взаимодействия с альтернативной реальностью (см. ниже видео из Reality Fighters), а также значительную социальную составляющую.
PS Vita — это альтернатива 3DS для любителей более традиционных игровых технологий. Здесь нет потихоньку завоевывающего мир автостереоскопического экрана, ставка при разработке консоли делалась на технические характеристики. Внешне PS Vita весьма похожа на PSP, основные конструктивные отличия заключаются в наличии сенсорного экрана и тачпада на задней панели.
Собственно параметры нового девайса были известны еще до выставки: четырехъядерный процессор Cortex-A9, видеочип SGX543MP4+, 5-дюймовый экран с соотношение сторон 16:9 и разрешением 960 на 544 точки, две камеры без претензий, GPS-модуль, Wi-Fi, Bluetooth и опциональный 3G. Такими, наверное, будут топовые смартфоны через год-полтора. Только далеко не факт, что они будут стоить 249 или 299 долларов — а именную такую цену Sony назвала для версий с Wi-Fi и 3G/Wi-Fi соответственно.
На E3 2011 были показаны некоторые из игр, пытающихся в полной мере задействовать потенциал продвинутых компонентов PS Vita. В частности, были показаны скриншоты из Uncharted: Golden Abyss...
… а также геймплейное видео.
Напомню, что приключенческий экшен Uncharted – один из ключевых тайтлов PlayStation 3. Безусловно, с такой графикой игра станет популярной и на PS Vita, даже если гейплей подкачает. Что, впрочем, маловероятно.
Другой потенциально хитовый экшен для PS Vita – Ruin с сильной социальной составляющей и геймплеем в стиле Diablo. В отличие от прочих подобных игр, в Ruin игрок будет взаимодействовать не с управляемыми искусственным интеллектом персонажами, а с другими игроками.
Весьма неплохо на выставке смотрелся и боевой экшен Dynasty Warriors. Графика — почти на уровне Xbox 360.
PS Vita – платформа, естественно, не только для экшенов. Будут выходить на новой консоли и гоночные проекты — в частности, SCEE выпустит футуристический рейсинг WipEout 2048, тоже весьма привлекательный внешне.
Неплохо выглядит и файтинг Reality Fighters. В нем в качестве локаций будет использоваться реальная обстановка, в которой находится игрок — изображение с камеры будет поступать на PS Vita, которая, в свою очередь, в обработанном виде будет отображать картинку уже на своем экране.
Все вышеописанные игры станут доступны, скорее всего, вскоре после релиза PS Vita, который запланирован на конец текущего года. Вслед за ними должны появиться и другие проекты, существование которых официально подтверждено, но которые не были показаны на выставке: эксклюзивный экшен в серии BioShock, новый эпизод Call of Duty, специальная версия Killzone, гонка Ridge Racer и другие.
Игры на E3
Презентация консолей и игровых технологических наработок — это, конечно, хорошо; но выставка E3 была бы немыслима без анонсов игр для уже существующих платформ.
В годы, когда крупнейшие производители приставок не представляли на E3 никаких своих наработок, игровая выставка все равно оставалась мероприятием, к которому свое внимание приковывали все любители интерактивных развлечений. Именно на E3 разработчики игр старались анонсировать свои новые проекты, шансов остаться неуслышанным в окружении тысяч журналистов не оставалось даже у авторов самых скучных и неинтересных малобюджетных безделушек. Но совсем уж проходняк, впрочем, на E3 никогда особо и не демонстрировался — все-таки платить немалые деньги за аренду стенда, чтобы уйти пристыженным и опозоренным, никогда никому не хотелось.
В этом году на E3 также была представлена масса новых качественных игр. Из мобильных платформ наибольшее внимание уделялось iOS и 3DS.
Для первой из них было представлено множество игр, которые еще лет пять назад на мобильных платформах практически не появлялись — например, трехмерные шутеры. Одним из наиболее впечатляющих экшенов на E3 оказался шутер с видом от третьего лица Shadowgun, разрабатываемый сейчас для iPhone и iPad. Графика в этой игре на первый взгляд ничуть не хуже, чем, скажем, на Xbox 360 — и в разы лучше, чем на консолях предыдущих поколений.
Приковывал к себе внимание и шутер March of Heroes, разрабатываемый сейчас компанией Gameloft. Это первая игра студии на движке Unreal 3.
Другой проект Gameloft, шутер 9mm, внешне выглядит несколько менее впечатляюще. Я бы охарактеризовал эту игру как Max Payne на движке Gangstar – только вместо эстетики нуара здесь стиль банальных кинобоевиков середины 90-х.
Наконец, Gameloft представила Silent Ops – некий гибрид Splinter Cell и, кажется, Hitman.
Telltale Games на E3 объявила дату выхода Puzzle Agent 2, продолжения неплохого юмористического квеста. Игра появится в App Store уже 30 июня.
На выставке была также показана iPad-версия FIFA 12, позволяющая использовать в качестве контроллера iPhone или iPod Touch. По-моему, опять напрашиваются параллели с новой домашней консолью от Nintendo.
Из проектов для Android наиболее впечатление производил аркадный шутер Sleepy Jack...
… и слэшер Desert Winds.
Приставка 3DS на E3 2011 также не осталась без внимания. Nintendo представила множество игр в популярных игровых вселенных — от Mario до Metal Gear Solid.
Так, на официальной пресс-конференции Nintendo была представлена аркада Super Mario 3DS. Выполненная в стиле предыдущих игр сериала, игра выглядит достаточно винтажно.
Кроме Super Mario 3DS, Nintendo анонсировала еще несколько игр про усатого водопроводчика — например, гонку Mario Kart 3DS. Дизайн впечатляет: большие открытые пространства, полнейшие минимализм, гармония цвета и стиля... Все это было характерно и для предыдущих портативных Mario Kart, но в версии для 3DS графика перешла на совершенно новый технологический уровень.
Была показана и обязательная новая часть Paper Mario, получившая не слишком оригинальное название Paper Mario 3DS.
Еще Nintendo анонсировала дату выхода Starfox 64 3D — игра появится в Соединенных Штатах в сентябре.
Luigi's Mansion 2 также появится на 3DS. Первая часть этой игры выходила эксклюзивно на GameCube и была наделена одной из самых трешовых конепций индустрии: хоррор-экшен во вселенной Mario.
Resident Evil Revelations, конечно, более традиционный хоррор. Действие новой игры происходит на заброшенном корабле, куда главные герои — Джилл Валентайн (Jill Valentine) и ее новый помощник Паркер Лучиани (Parker Luciani) — отправились на поиски давнишнего знакого Джилл Криса Рэдфилда (Chris Redfield). Игра, судя по всему, будет одним из немногих «взрослых» проектов для 3DS. Внешне Resident Evil Revelations выглядит впечатляюще — отличная игра света и тени, анимация и проработка персонажей на уровне проектов для домашних консолей.
На E3 2011 был также показан новый трейлер Metal Gear Solid Snake Eater 3D.
Также стало известно, что на 3DS появится своя версия Tekken.
Вообще, представленная на E3 2011 библиотека игр для 3DS разделялась на две основные части: казуальные проекты (подавляющее их большинство анонсировала сама Nintendo) и тайтлы в известных по другим платформам сериях. Самые разные аудитории, самые разные концепции — Nintendo продолжает позиционировать 3DS в качестве универсальной платформы, предназначенной как для детей и пенсионеров, так и для тех, кого принято именовать хардкорными геймерами.
Игры с облаков
Облачные технологии — будущее компьютетной индустрии. А значит, и компьютерных игр. Уже довольно давно компания OnLive продвигает свой облачный сервис OnLive, позволяющий играть онлайн в игры, установленные на стороннем сервере. Все вычисления при этом производит удаленный компьютер — на устройство пользователя подается уже обработанная картинка. Единственным условием комфортной игры в OnLive является высокоскоростное и стабильное (ладно, очень стабильное) интернет-соединение; мощность компьютера в данном случае не играет принципиального значения.
На сегодня OnLive доступен только на платформах Windows и Mac, а также в виде специальной «облачной» приставки, подключаемой к телевизору. Но на E3 2011 компания OnLive анонсировала две новые версии — для iOS и Android. В обоих случаях клиентское приложение будет запуcкаться как на планшетах, так и на обычных смартфонах.
Напомню, что сейчас в App Store доступна программа OnLive Viewer, позволяющая просматривать онлайн-трансляции игровых сражений, а также взаимодействовать с социальными функциями сервиса.
Трудно сказать, насколько стабильно будет работать OnLive на мобильных платформах. Все-таки очень часто в компактные устройства устанавливают куда менее мощные модули Wi-Fi, чем в ноутбуки и компьютеры; к тому же, в OnLive всегда предупреждали, что для их сервиса беспроводное соединение менее желательно, чем проводное. Идеальным вариантом при этом назывался кабель, подключаемый к компьютеру или ноутбуку.
Также на E3 2011 был анонсирован Universal Wireless Controller — официальный беспроводной контроллер для OnLive. Он будет поддерживать как компьютеры (в этом случае для подключения используется USB-донгл), так и планшеты со смартфонами.
Universal Wireless Controller появится в продаже не раньше осени.
Итоги
Нынешняя E3 продемонстрировала: современная игровая индустрия немыслима без проектов для мобильных устройств. Причем не только портативных приставок, но и таких универсальных девайсов, как смартфоны и планшеты. Потрясающие экшны для iOS, первые стоящие эсклюзивы для Android, порт OnLive на мобильные системы — все это очень неплохо иллюстрирует, насколько близки стали друг другу мобильные технологии и индустрия видеоигр.
Ни для кого не секрет, что компания Apple выпускает по-настоящему прогрессивные и инновационные устройства, бросая вызов конкурентам. Каждая модель, еще даже не успев выйти в серийное производство, создает небывалый шум в прессе. Apple всегда была пионером в ряде инноваций, которые потом становились трендом: сканеры отпечатка пальцев, радужки глаза, технология распознавания силы нажатия.
Подробности...
Вместе с планшетофоном Samsung Galaxy Note 7 на мероприятии Galaxy Unpacked 2016 был показан и обновлённый шлем виртуальной реальности Gear VR.
Подробности...