Одна большая компания из одной северной страны уже второй год игнорирует мобильный конгресс в Барселоне, а другая американская компания с фруктовым названием принципиально показывает собственные новинки только на собственных же презентациях. Но дело еще в нескольких факторах, определяющих сегодняшнее состояние телекома.
Во-первых, в крупных компаниях стало плохо с защитой информации. Можно долго спорить о природе ставших регулярными утечек фотографий, отдельных спецификаций или целых роадмапов необъявленных продуктов различных производителей. Может быть, некоторые такие утечки на самом деле специально и осознанно производятся для нагнетания ажиотажа в стане лояльных пользователей. Но нельзя спорить и о том, что в современных транснациональных компаниях уровня Samsung хранить в тайне конфиденциальную информацию становится все труднее. С одной стороны, нам как пользователям интересно с помощью подобных утечек заглянуть в будущее и посмотреть общий план выпуска продуктов того или иного производителя на год или полгода вперед. Но с другой – ожидание того же MWC становится совсем не захватывающим. Компании организуют специальные тизерные сайты с обратным отсчетом до объявления какого-либо продукта или решения, а мы почти все уже про него знаем. Например, давно были известны практически полные спецификации флагманского Samsung Galaxy S2 или Sony Ericsson Arc. Даже Apple, славящаяся жесткой политикой безопасности, не сумела удержать в тайне данные об iPad 2. И анонс этого девайса впечатлил не всех. За последние годы даже трудно стало вспомнить продукты, о которых практически ничего не было известно до анонса.
Во-вторых, компании начинают охладевать к международным выставкам, предпочитая организовывать собственные анонсы для большей концентрации внимания интересующейся публики. Поэтому вскоре мы можем увидеть ситуацию, когда и другие крупные игроки рынка, помимо Nokia, начнут отказываться от участия в MWC или на этой выставке будут показывать только проходные продукты. Поэтому данная выставка уже утрачивает свою роль некоего ориентира, указывающего направление развития отрасли на год вперед.
В-третьих, компании стали максимально сближать даты анонса продукта и его выхода на рынок. Ранее на MWC можно было видеть прототипы решений, выходящих только через 8-10 месяцев. Но за это время конкуренты уже могли подготовить достойный ответ, так что сегодня производители предпочитают показывать продукты на 3-5 месяцев вперед, не более. А зачастую продажи начинаются и вовсе спустя несколько недель после презентации.
В-четвертых, прошла эпоха смелых экспериментов крупных компаний. Все мы помним инновационные для своего времени аппараты типа Nokia N93, N95, Samsung Serenata, Sony Ericsson P990.
Nokia N93
Nokia N95
Samsung Serenata
Sony Ericsson P990
Сегодня компании стараются больше осторожничать, кроме того нынешняя мода на тачфоны наложила ограничения на разнообразие форм-факторов и дизайнерских решений. Практически исчезли раскладушки, все меньше становится слайдеров, ушла в историю линейка коммуникаторов Nokia, умирает «люксовая» 8ххх серия той же компании. Да и сенсорные моноблоки стали крайне похожи друг на друга. Из свежих анонсов интересны в плане дизайна разве что Sony Ericsson Arc и Acer Iconia Smart.
Sony Ericsson Xperia Arc
Acer Iconia Smart
Остальные продукты становятся в какой-то мере безликими как внешне, так и внутренне – ведь аппаратные характеристики теперешних флагманов очень похожи. Некоторое отличие осталось только в софте, в экосистеме того или иного производителя. Не видно пока какой-то революционной фишки в новинках, которая бы взволновала публику. Даже Apple с их чуть ли не магическим воздействием на умы своих поклонников стало все труднее удивлять их. Если
первый iPad вызвал нешуточный ажиотаж на рынке планшетов, а затем и застолбил за собой свыше 90 процентов этой ниши, то второе поколение этого девайса не так привлекло внимание. Даже на профильных форумах оживление в этот раз было заметно слабее, чем в прошлом году. Компании стали опасаться создавать нечто очень непривычное и неожиданное. Сегодняшнее развитие мобильных девайсов – это путь исключительно эволюционный, но никак не революционный. Революций пока не видно. Пресловутое 3D, которое умудрились встроить уже и в мобильные телефоны, на такую революцию не тянет. Слишком эта технология еще сыра и неоднозначно воспринимаема пользователями. Многоядерные чипсеты в новинках стоимостью за 30 тысяч рублей тоже не очень революционны. По крайней мере, до тех пор, пока в наших телефонах не появятся некий качественно новый софт, задействующий всю мощь такого «железа». Возможно, это будет что-то из сферы дополненной реальности. Кстати лично мне не очень понятно, отчего та же компания Sony Ericsson забросила развитие линеек под брендами Walkman и Cybershot. Хотелось бы видеть решения, в которых возможности камеры и воспроизведения аудио были бы реализованы на уровне заведомо высоком.
Таким образом, MWC да и CeBIT становятся исключительно формальными событиями, где не найти чего-то по-настоящему интересного. Эти мероприятия более не демонстрируют векторы развития отрасли на длительный период. Да и флагманов, которые бы не устаревали хотя бы за год, почти не осталось. Каждые несколько месяцев мы видим плановые обновления тех или иных продуктов с небольшими добавками новых возможностей. Телеком стал более предсказуемым и менее интригующим. Но может это и хорошо.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 4 марта 2011 г.