Основная же концепция такого класса операционных систем базируется на том, что конечному потребителю не нужно хранить какой-либо контент или запускать программы локально, на своем компьютере. Все его данные и приложения хранятся на серверах компании-разработчика. То есть в некоем «облаке». Такая идея высказывалась свыше 10 лет назад, но только сегодня можно реализовать нечто подобное по причине наличия (хотя далеко не везде) соответствующей сетевой инфраструктуры. Ведь для работы с той же Chrome OS требуется постоянный и довольно быстрый канал для доступа во всемирную паутину. Отдельные задачи можно будет выполнить и без подключения к сети (обещают реализовать офлайн-режим для работы с текстовыми документами), но полноценных возможностей не получить. Словом, эта система от Google привлекала достаточно много внимания. Еще больше это внимание будет подогрето отзывами тысячами тестеров, получившими бесплатно от компании прототипы нетбуков с данной ОС. Безусловно, сегодня существуют и иные версии «облачных» систем от разных компаний, но трудно спорить с тем, что именно Google сможет максимально популяризировать свое творение на волне текущего успеха Android.
В сети можно встретить диаметрально противоположные мнения о потенциале подобных программных решений. Кто-то полагает, что такие ОС останутся в пределах узкой ниши из-за необходимости для пользователя быть «привязанным» к интернет-соединению вкупе с ограниченным потенциалом в плане настройки самой системы. Иные же считают, что за такими решениями будущее. Я в целом согласен со второй точкой зрения. Ведь что мы имеем на сегодняшний день?
Если рассмотреть сферу мобильных телефонов (неважно на какой ОС), то можно заметить, что мы уже пару-тройку лет как стали зависимы от наличия доступа наших устройств в интернет к различным сервисам. Что такое современный мобильный телефон, к примеру, новейший
HTC Desire HD?
Помимо средства связи это еще и своеобразный фильтр, «выцеживающий» для нас из глобальной паутины интересующую нас информацию. Все современные мобильные ОС (даже консервативная Symbian) все более и более ориентируются на сетевую активность, «онлайновую» жизнь. Активные пользователи желают видеть в реальном времени обновления целого массива информации – от постов друзей в ЖЖ или Facebook до заголовков новостей, курсов валют, прогноза погоды и так далее. А еще сама система может в фоновом режиме синхронизировать данные с удаленными серверами, устанавливать обновления для своих компонентов. Сегодня телефон без подключения к сети и тех самых облачных сервисов уже неполноценен в плане функционала. Я думаю, что эта тенденция будет только усиливаться. Все упирается по большей части в возможности беспроводного доступа в интернет. Текущие сети 3G дают все же ограниченные возможности. Но представим себе, что наступило светлое будущее в виде сетей LTE со скоростями порядка 30-40 Мбит в секунду. И что эти сети доступны почти повсеместно. И что тогда нам имеет смысл хранить и использовать локально, в памяти нашего телефона? Музыку? Нет, ведь всегда можно зайти на тот же национальный сервис музыки от Яндекса, где к вашему аккаунту уже прикреплены составленные вами же плей-листы. И вам придется закачивать музыку в ваше устройство, только если вы едете куда-то в глухую местность без сетей связи. Видео? Тоже нет. Что-то можно посмотреть на Youtube. А что-то будет доступно через сеть с использованием онлайн-хранилищ фильмов. Ведь скоростей LTE хватит для передачи видео в разрешении вплоть до FullHD. Здесь есть определенный положительный момент в виде избавления от ограниченного объема памяти, встроенного в ваше устройство. Можно видеть, что в наши дни темп наращивания этих объемов резко упал. Стандартом стала емкость в 16-32 Гб. Плюс можно установит карту памяти еще на 32 Гб. Но мощность устройств позволяет уже смотреть видео 720р, а объем фильмов в таком разрешении составляет порядка 6-8 Гб. В случае же с сервисами по удаленному доступу к видео можно иметь крайне малый объем встроенной памяти. И смотреть что угодно и в каком угодно качестве. Про игры можно сказать то же самое. Игра любой сложности в плане графики может запускаться на веб-сервере, а изображение в любом разрешении будет транслироваться на ваш девайс. Кстати эта идея актуальна и для настольных ПК. Немногие имеют компьютеры, способные ворочать игры наподобие Crysis или Metro-2033 в разрешении FullHD на максимальных настройках качества. А что если запустить эти игры на удаленном мощном «железе»? И за некую абонплату иметь возможность играть в любые игры в любое время и любом месте? Работа с почтой, документами тоже может быть перенесена в «облако», что успешно доказала та же компания Google со своими сервисами Gmail и Google Documents.
Иными словами, при наличии развитой сетевой инфраструктуры выполнение множества задач можно переложить с плеч наших девайсов на «облачные» сервисы. Конечно, в таком подходе тоже есть спорные моменты. Главный аспект – это резко возрастающая зависимость пользователя от надежности и стабильности тех самых сервисов (причем, как ПО, так и «железа»). Да, мы будем доверять личную информацию и наш контент различным компаниям и надеяться на их порядочность и на должный уровень безопасности хранения наших данных. В случае форс-мажора они могут быть получены посторонними лицами или даже полностью утрачены. Другой нюанс кроется в некоей закрытости от пользователя самой «облачной» системы. К примеру, Chrome OS безопасна, но на нее нельзя установить ничего лишнего, нельзя тонко настроить под свои нужды и даже непонятно, можно ли обновить «железо» своего компьютера, если эта ОС не предусматривает добавление новых драйверов.
То есть выбор предстоит делать каждому из нас – готов ли он на некие ограничения ради неких возможностей? Тем не менее мне кажется, что индустрия движется как раз в направлении «облачных» реализаций тех или иных функций.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 28 декабря 2010 г.