Периодически пресса сообщает нам о введении тех или иных налогов, которые так или иначе касаются мобильной сферы. Происходит это по всему миру, в том числе и в России. Порой это вызывает бурные дебаты в обществе.
На пользу правообладателю
В середине осени в России утвердили постановление: согласно документу продавцы и импортеры различной техники и чистых носителей должны уплачивать сбор. Сумма последнего – один процент, взиматься он будет в пользу авторов произведений. В список техники попали и мобильные телефоны.
Эксперты полагают, что упомянутый сбор может способствовать удорожанию и техники, и носителей. Причем не на один процент, а на два-три. Вероятно, и создатели, и продавцы товара будут нести дополнительные административные расходы. Вполне возможно, что в итоге оплачивать разницу придется потребителю.
Идею авторских отчислений предлагал, средих прочих, Российский союз правообладателей. Позднее постановление было утверждено правительством. На введение нового сбора интернет-сообщество отреагировало бурно, пользователи в сети вели по этому поводу жаркие дискуссии.
В Голландии деятели искусства и общества по защите прав потребителей предложили узаконить файловый обмен между интернет-юзерами. Меняться можно будет кино и музыкой, но не играми, книгами или программами. Какое это имеет отношение к налогу на телефоны?
Дело в том, что инициаторы подсчитали: правообладатели в результате воплощения идеи в жизнь могут понести убытки. Чтобы их покрыть, предложили налог на аудиоплееры, телевизоры, мобильники, другие устройства. Под налог попадут те гаджеты, которые могут записывать и воспроизводить как фильмы, так и музыку.
Сообщается, что новый сбор может заменить уже имеющийся. Действующий в настоящее время налог на цифровые носители составляет 5 евро. Вырученные деньги получат исполнители произведений, а также иные правообладатели. Возможно, и в Нидерландах стоимость мобильников может немного вырасти.
«Виновато» телевидение
В Германии несколько лет назад возникли жаркие дебаты вокруг налога на использование сотового телефона, имеющего возможность подключения к телеканалам и радио через Интернет. Сумма сбора была обозначена примерно в пять с половиной евро в месяц с трубки. Не стоит забывать, что есть в Германии и налог, собственно, на само телевидение – 17 евро в месяц.
Телевизионщики, выступившие с инициативой введения нового сбора, посчитали, что радио и ТВ потребитель все чаще слушает и смотрит через мобилу. Выходит, уклоняясь от уплаты тех самых 17 евро – одного из недешевых налогов в Европе. Потому, мол, нужно брать мзду и с «мобильных» радиослушателей и телезрителей. Огромное недовольство предложением высказали представители индустрии. Их главным аргументом было то, что новый сбор ударит по конкурентоспособности немецких компаний.
Налог на рекламу в Интернете появится во Франции в следующем году. А несколькими годами ранее власти этой страны предлагали ввести сбор за пользование мобильными телефонами, вместе с выходом в Интернет. Полагалось, что все это поможет телевидению избавиться от рекламы. Поскольку ТВ-реклама во Франции до сих пор никуда не делась, вероятно, высказанная ранее идея не увенчалась успехом.
Как то будет с налогом на Интернет? Тут бабка надвое сказала. Есть опасения, что рекламодатели начнут от налогов скрываться. Запестрит, например, блогосфера «платными» постами, к которыми не придерешься.
Кто будет определять, насколько рекламным является тот или иной пост, имеющий ссылку на сторонний ресурс или ненавязчивое восхваление, скажем, зубной пасты? Что, пользователю уже нельзя будет поделиться с друзьями радостью от вычищенных с утра зубов? Вряд ли каждый блогер в текст поста, имеющего скрытую рекламу, будет помещать сообщение «джинса» или «сенокос» (что на жаргоне журналистов значит «проплаченный» пост).
Во дают!
Не знаю, были ли недовольства на Филиппинах. Но там в свое время правительство задумало ввести налог на отправку текстовых сообщений. Размер сбора – порядка 10 процентов за каждую смс-ку. Пресса сообщает, что каждый день филиппинцы отправляют друг другу около 10 миллионов текстовых сообщений. Для государства налог с такого оборота – прямая и очевидная выгода. Возможно, здесь можно выискать некую пользу и для потребителя. По крайней мере, в связи с введением налога могли поумерить свою активность смс-спамеры. Хотя разве их, спамеров, чем-то можно напугать?
В прошлом году группа исследователей из университета в городе Питтсбург, США, придумали брать подати в размере одного американского доллара с продажи каждого мобильного телефона. Проведя расчеты, авторы идеи обратились к властям, собственно, с предложением ввести новый налог. Интересное, впрочем, следует далее. «Готовы?» - спросим мы, подобно Михаилу Задорнову.
Вырученные от нового сбора деньги исследователи предложили направить на изучение влияние сотовых телефонов на здоровье пользователей. Утрируя: «хочешь знать, как мобильник может тебе навредить – плати». Однако если не ёрничать, можно найти в предложении и здравое зерно.
О вредном воздействии электромагнитного излучения говорят давно, способы защиты человечества от негативного влияния мобильных телефонов могут быть интересны и полезны. Как считают некоторые ученые, излучение может стать причиной различных нервных расстройств и даже опухолей.
О возможности введения налогов, акцизов, сборов на мобильную связь и сотовые телефоны периодически задумываются законодатели и исследователи в разных странах. Цели они преследуют благие, тут не придерешься. Главное, чтобы новшества не ударяли по карманам потребителей. А введенные «мобильные» налоги потомство последствие не сравнивало с «налогом на бороду» или «налогом на уши» (на воздух, на проживание вне брака и т.п.), которые человечество выдумывало в различные периоды своего существования.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 8 декабря 2010 г.