Среди операторов мобильной связи отличилась компания МТС, которая в сотрудничестве с Московским метрополитеном реализовала и продемонстрировала в действии проект, который, как ожидается, значительно упросит процедуру оплаты проезда в метро и позволит избавиться от очередей. Корреспонденты mobiset.ru провели несколько дней в рамках форума и хотели бы поделиться впечатлениями от увиденного.
На входе в метро у касс нет очередей, люди нескончаемым безостановочным потоком идут по своим делам, не раздражаясь по поводу того, что необходимо потратить драгоценные минуты на то, чтобы приобрести билет для провода через турникет.
На первый взгляд, это кажется выдержкой из романа-утопии какого-нибудь мечтательного писателя начала 20 века. Однако на самом деле это – реальность недалекого будущего. Воплотить такой проект в жизнь стало возможным благодаря системам оплаты услуг с помощью мобильного телефона.
Компания «Мобильные телесистемы» стала первым оператором мобильной связи, которая отважилась на эксперимент. Надо сказать, что завершился он успехом, иначе на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 2010 просто не состоялась бы пресс-конференция вице-президента компании «МТС» по коммерции Михаила Герчука и первого заместителя начальника ГУП «Московский метрополитен» Игоря Ермоленко.
Ну вот, теперь уже даже не нужно уточнять, жители какого именно города России смогут первыми забыть об очередях в кассы и оплачивать проезд в метро с использованием технологии NFC, всего лишь приложив к турникету свой мобильник.
Вот как описывает весь процесс Михаил Герчук.
Просмотреть сюжет, avi, 5.4 Мб >>
Чтобы оплатить проход в метро по этой технологии достаточно поднести телефон к турникету на расстояние примерно 6-10 см. Оплата осуществляется путем перевода средств с личного счета абонента МТС на счет «Московского метрополитена».
Для того, чтобы трансакция средств состоялась, необходимо иметь в телефоне сим-карту со специальной антенной, а также установить программу, позволяющую оплачивать проезд. После установки этого программного обеспечения в меню телефона появляется дополнительная иконка под названием «Метро». Кликнув по ней, можно приобрести билет за счет средств, имеющихся на счету абонента, проверить баланс, если уже приобретено несколько билетов, или использовать билет.
Что касается деталей и частностей, то немаловажными для рядовых пользователей метро видятся следующие факты. Новое технологическое решение доступно для использования на любых телефонах. В зависимости от модели лишь проще или сложнее установить антенну. Сим-карта устанавливается как обычно, антенна располагается под задней крышкой телефона. В большинстве случаев никаких затруднений не возникает вообще. Для телефонов с металлическим корпусом, которые могут экранировать сигнал, антенна будет наклеиваться на крышку телефона.
Чтобы продемонстрировать решение в действии на высокотехнологичном стенде компании «МТС» появились турникеты, аналогичные тем, что используются для прохода в метро. Михаил Герчук и Игорь Ермоленко прошли через них, используя свои мобильные телефоны, оснащенные необходимым оборудованием и программным обеспечением.
Игорь Ермоленко так сказал о новом технологическом решении: «Сначала были жетоны, магнитные билеты, чиповые билеты, безналичная оплата. Это - инновационный проект.
"Московский метрополитен» постоянно работает над тем, чтобы улучшить обслуживание своих пассажиров. Одним из решений стала автоматическая оплата проезда. Всем известно, что в Москве проблема очередей в кассы метро реально существует. Проект дает возможность осуществить два важных аспекта в обслуживание клиентов метро - упрощение системы оплаты и скорость проникновения в «Московский метрополитен». Проект, который мы сделали вместе, будет очень эффективным и плодотворным».
Инновации – это, безусловно, прекрасно, однако не может не интересовать стоимость подключения к системе и ее использования.
По предварительной информации, сим-карта и антенна будут стоить в районе 250 рублей, что, в принципе, сопоставимо с ценой обычного подключения к предоплаченному тарифу. Существующим абонентам компании будет предоставлена возможность сохранить номер. За пользование же системой, как предполагается, будет взиматься небольшая абонентская плата. Стоимость проезда в метро никак не изменится в зависимости от того, какая система оплаты его услуг используется. «Московский метрополитен» имеет официальные тарифы и не имеет права брать свыше этой цены.
Возможно, со временем, если «Московскому метрополитену» поступят аналогичные предложения от других операторов мобильной связи, пользоваться благами технологического прогресса можно будет не только абонентам МТС. Однако, пока в сфере внедрения NFC для нужд общественного транспорта именно МТС является первопроходцем. В компании данный проект считают очень важным, как с социальной точки зрения, так и – чего уж греха таить – с точки зрения повышения лояльности существующих клиентов и приобретения новых. Ежедневно в Москве услугами метро пользуется более 8 миллионов человек. Согласно предварительным исследованиям, 60 процентов из них выразили желание воспользоваться системой мобильных платежей при оплате метро.
Пилотный проект по внедрению системы оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона стартует в Москве до конца 2010 года. На территории станций метро начнут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить аппарат для получения возможности оплаты поездки в метро.
Но на этом компания «МТС» не собирается останавливаться. Уже ведутся переговоры о том, чтобы реализовать его и в метро других городов. Правда, каких именно, пока не разглашается.
А вообще сфера мобильных платежей - настоящее «непаханое поле».
Теоретически с помощью системы NFC можно оплачивать любые услуги, например, проезд в автобусе. Однако для этого организаторам требуются партнеры, причем не просто изъявившие желание использовать систему, а готовые к определенным технологическим преобразованиям со своей стороны, подобным тому, как «Московский метрополитен» модернизировал свои турникеты.
©
Юлия Дуленцова, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 23 июня 2010 г.