В частности, данное заявление будет верно для нынешних школьников. Не секрет, что многие ученики выбирают себе телефон не столько по функциям, связанным непосредственно с голосовым общением, сколько по дополнительным возможностям в игровой и мультимедийной сферах. Возникает ситуация, когда родители покупают ребенку телефон в качестве средства связи с ним, но сам аппарат в большей степени используется как игровое, развлекательное устройство. В подростковой среде уровень функционала телефона является статусным признаком его владельца. Текущие тенденции в мобильной индустрии превращают телефон еще и в терминал для доступа к социальным сервисам, службам мгновенных сообщений и так далее. Если раньше подростки в основном использовали мобильное устройство для игр, прослушивания мелодий, то ныне они помимо этого еще и "сидят" в онлайновых сервисах. Однако в связи с бурным прогрессом в возможностях современных телефонов возникают проблемы так называемого "мобильного этикета". Особенно это актуально для учебных заведений, ведь ребенок в возрасте 8-10 лет (когда ему покупают телефон) далеко не всегда понимает, когда допустимо с ним работать, а когда нет.
Преподаватели столкнулись с проблемой, которую можно назвать зависимостью учащихся от их мобильных устройств. Подростки во время уроков играли в игры, просматривали веб-ресурсы, писали SMS или общались в онлайновых службах. Помимо очевидной физиологической нагрузки на зрение такое времяпрепровождение еще и мешало созданию нормальной рабочей обстановки во время занятий. Проблема стала настолько серьезной, что в прессе можно найти множество новостей о том, что в странах Европы на уровне правительств рассматриваются вопросы о запрете на использование мобильных устройств при нахождении в школах. Так, в феврале этого года в министерство образования Чехии обратилась группа учителей с предложением четко обозначить правила пользования мобильными телефонами на территории учебных заведений. Преподавателей не устроило то, что ученики не только отвлекались от урока ради написания сообщения в Facebook, но и снимали учителей на видео, а затем выкладывали эти материалы на Youtube с не всегда корректными комментариями. Правительство Франции также планирует ввести запрет на пользование мобильными телефонами в школах. Это как раз и есть случаи, подтверждающие необходимость создания актуального свода правил "мобильного этикета", а также набора санкций за его нарушение.
В нашей стране ситуация аналогичная. Телефоны стали доступны широкому кругу потребителей, зачастую детям телефон приобретается уже в начальной школе. Причем нередко родители удовлетворяют просьбы ребенка о приобретении ему довольно продвинутых моделей. Лично я несколько раз наблюдал в Петербурге у учащихся младших классов коммуникаторы стоимостью в районе 700 долларов. Возникает довольно актуальный вопрос - а уверены ли родители, что их ребенку действительно нужен настолько продвинутый аппарат? И более того, понимает ли он, когда уместно им пользоваться, а когда нет? Практика показывает, что ответы на такие вопросы в целом отрицательные. Именно поэтому и в наших школах учителя на локальном уровне начали борьбу с "нецелевым" использованием телефонов. Конечно, финансовый аспект влияет на методы такой борьбы. В столичных ВУЗах есть примеры технических решений данной проблемы , которые заключаются в установке средств для глушения сигнала сотовой сети. В провинции приходится довольствоваться административными мерами. Хотя уместно обратить внимание на европейский опыт - там уже есть случаи запрета использования телефонов в школах на высшем законодательном уровне. К примеру, такие меры приняты в Италии. За нарушение закона у школьника могут не только отобрать телефон, но и в особо тяжких случаях не допустить к выпускным экзаменам. Вполне вероятно, что нечто подобное произойдет и в нашей стране. Ведь мы столкнулись с негативными факторами, вызванными доступностью телефонов и их широкой функциональностью. Покупка телефона школьнику имеет одну благую цель - иметь возможность оперативно связаться с ним. Но одновременно могут проявиться и несколько нежелательных нюансов. Во-первых, есть опасность нецелевого расходования денежных средств ребенком на покупку мультимедийного контента (игры, мелодии и так далее). Общеизвестно, что продавцы подобных вещей всеми силами скрывают от покупателя истинную стоимость картинки или игры, которая может достигать сотен рублей. Ребенок не всегда может ориентироваться в условиях продажи, и, как следствие, родителям придется оплачивать счета на внушительные суммы от операторов связи. Во-вторых, столь популярные сегодня социальные сети могут серьезно отвлекать ученика от усваивания информации в школе. Активное общение в "Одноклассниках" или "Вконтакте" стало сегодня массовым явлением.
Телефоны вполне способны обеспечить доступ к таким сервисам в режиме реального времени. Это приводит еще и к большим тратам на передачу данных через сети операторов связи. Сюда же можно отнести и увлечение играми во время уроков, обменом мелодий и картинок. В-третьих, есть опасность и для здоровья ребенка. Тут речь идет даже не о влиянии излучения телефона, оно еще недостаточно изучено. Дело в банальной перегрузке глазных мышц, вызванной длительным рассматриванием мелких движущихся объектов на дисплее. Ведь размер экранов нынешних телефонов в большинстве случаев невелик, и игры на них вовсе не безвредны при злоупотреблении ими. В-четвертых, мобильные веб-браузеры приводят к тому, что у ученика не всегда есть стимул для учебы. Ведь много информации можно быстро найти в интернете прямо во время урока. Зачем что-то запоминать, если есть, к примеру, Opera mini и Google?
Возвращаясь к теме "мобильного этикета", уместно привести несколько общепринятых правил, регламентирующих использование мобильного телефона в учебном заведении.
- В общественном месте следует отключать звук на телефоне, оставляя только вибровызов;
- Стоит подбирать нейтральные мелодии для сигнала вызова (особенно осторожно надо подходить к применению всяческих "шуточных" рингтонов;
- Недопустимо прерывать общение с преподавателем ради ответа на звонок или сообщение;
Таким образом, мне кажется целесообразным покупка для школьника максимально простых моделей телефонов, способных обеспечить только базовые функции - звонки и отправку текстовых сообщений. Более продвинутые модели, как правило, используются не всегда в уместных ситуациях, что приводит к конфликтам с преподавателями. По возможности ученику стоит приобрести два телефона - простой для школы и более функциональный для использования вне ее стен. Есть вероятность, что в наших учебных заведениях появится список разрешенных к использованию моделей телефонов, как это бывает на режимных предприятиях. Ведь по большому счету многофункциональный телефон не является чем-то необходимым для учебного процесса. Нынешнее поколение учащихся не всегда способно рационально пользоваться нынешними мобильными устройствами, и при нахождении на территории учебного заведения телефон должен выполнять строго определенные функции. Можно сделать очень простой вывод из вышесказанного - нужно очень тщательно подходить к выбору телефона для учащегося, дабы это устройство не стало помехой для учебы.
©
Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 5 мая 2010 г.