На право это претендуют судебные приставы. Но идти им навстречу, похоже, совсем не горят желанием операторы сотовой связи. Дело дошло до штрафов и судов.
Чего ожидать в будущем? В чью пользу окажутся результаты противостояния и судебных решений? Поговорим об этом сегодня. Сразу замечу – целью автора не является доказательство правоты или неправоты любой из сторон. На это есть суд. В этой статье – лишь рассказ о событии.
Закон суров
В своем противостоянии обе стороны ссылаются на законы. Начнем с судебных приставов. В их пользу, к примеру, статья 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Согласно ей, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для граждан, организаций, госорганов местного самоуправления. Кроме того, требования эти нужно неукоснительно выполнять на всей территории России. Есть еще статья 12 Федерального закона «О судебных приставах», которая позволяет получать приставам нужные справки и документы при совершении исполнительных действий.
Сотовые операторы, в свою очередь, нередко ссылаются на Федеральные законы «О связи» и «О персональных данных». Согласно им, сведения о клиентах и оказываемых им услугах являются конфиденциальными. Без согласия абонентов их можно предоставлять лишь уполномоченным на то госорганам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, либо обеспечивают безопасность нашей Родины. Представители сотовых операторов полагают, что судебные приставы к вышеупомянутым органам не относятся. Потому предоставлять конфиденциальные сведения, мол, компании не обязаны.
Также мобильные компании ссылаются на письмо Минкомсвязи Российской Федерации от 29 сентября 2009 года за номером НМ-П12-5342. В в письме указывается, что операторы связи не вправе передавать сведения о клиентах судебным приставам-исполнителям.
Есть и такое мнение: мобильные компании - совсем не финансовые организации. Одно дело – списать деньги с банковского счета должника. Другое – списывать средства со счета мобильного. Ведь, полагают некоторые эксперты, деньги будут изыматься не у должника, а у сотового оператора.
Другие правоведы заявляют, что в России, согласно закону, сим-карта и номер собственностью абонента не являются. Это собственность сотовой компании, клиент же арендует «симку» и номер на время оказания услуги.
Тяжбы
Свою правоту сотовые операторы и судебные приставы доказывают, как правило, в судах. Расскажем о некоторых случаях.
В Мурманской области не так давно суд одного из городов приставам отказал в удовлетворении заявления. Дело касалось «обращения взыскания на денежные средства должников», которые находились на мобильных счетах.
Впрочем, вышестоящий областной суд разрешил взимать долги со счетов абонентов сотовых операторов «в пределах задолженности по исполнительным документам».
В Красноярске судебные приставы не получили от мобильных операторов информацию о персональных данных абонентов. За отказ предоставить запрошенные сведения сотовые компании подверглись административному штрафу.
Не так давно прошло известие о том, что один из районных судов Улан-Удэ вынес решение, согласно которому «запрещена практика списывания денег со счетов мобильных телефонов граждан, числящихся в должниках, или блокировать их номера». На момент выхода сообщения решение в законную силу не вступило.
Добавлю, что и здесь не обошлось без штрафа, который теперь придется выплатить сотовому оператору. Наказание последовало после того, как мобильная компания отказалась сообщать данные о персональной информации абонента.
Другой случай: недавно прокуратура Санкт-Петербурга внесла представления в адрес руководства Северо-Западного «Мегафона» и филиала МТС. Причина – отказ компаний предоставить доступ приставам к личным данным клиентов. Персональная информация абонентов нужна была для того, чтобы взыскать с должников, а также направить им смс-уведомления с напоминанием об имеющейся задолженности.
По сообщениям информагенств, компании из большой тройки сотовых операторов – МТС, «Билайн», «Мегафон» – не так давно подали иск в Арбитражный суд Москвы. Чего добиваются связисты? Компании не довольны распоряжением о передаче персональных данных абонентов и уповают на его отмену. По поводу административных штрафов в регионах связисты говорят: «продолжаем отстаивать правоту в судах высших инстанций». Поиск справедливого решения, таким образом, продолжается.
Должен – плати
Очевидно, для того, чтобы ситуация не усугублялась, нужно разъяснение: можно ли судебных приставов отнести к оперативно-розыскным службам? Должны ли мобильные компании предоставлять информацию приставам в обязательном порядке? Кому принадлежат деньги на мобильных счетах граждан? Могут ли они быть обращены в счет погашения долга?
Какие выводы из сложившейся ситуации могут сделать граждане, которые имеют долги и до сих пор их не заплатили? Полагаю, добросовестные пойдут и погасят задолженность. Образоваться она могла и по забывчивости: вовремя не заплатил алименты, не зашел в нужное время в сберкассу и не заплатил наложенный штраф. А вот граждане недобросовестные, очевидно, дожидаться решения судов в деле между приставами и сотовыми операторами не будут. Такие должники просто зарегистрируют новый номер на подставное лицо: на бабушку, на соседа, на гастарбайтера с рынка. Ведь количество «симок» в одни руки у нас пока не ограничено.
В любом случае, больших денег на мобильных счетах граждане не хранят: телефон – не сберкасса. Даже если средства с должников будут взимать, то, очевидно, не очень большие: до тысячи рублей.
Но интересно, каким будет окончательное решение в споре между операторами и приставами. Не приведет ли это к оттоку некоторой части клиентов? Либо, наоборот, не заставит ли большую часть должников пойти и заплатить, чтобы в один прекрасный день не остаться без связи?
В любом случае, призываем граждан не шутить с законом и, если есть задолженности, вовремя их погасить. Тогда никто не станет вас искать по базе данных сотового оператора и не снимет деньги со счета на мобильном телефоне.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 15 марта 2010 г.