Но времена меняются. Вкусы пользователей становятся другими, старые технологии отходят на второй план, поставщики контента меняют политику по отношению к посредникам. Есть о чем призадуматься как аналитикам, так и простым смертным. Чего ожидать от рынка мобильного контента в будущем? Об этом поговорим сегодня.
О росте и спаде
Сегодня потребитель мобильного контента стал прижимист, утверждают одни эксперты. Во времена финансового кризиса особо деньгами не поразбрасываешься. Как отмечают аналитики компании J’son & Partners, пользователь будет продолжать экономить на развлечениях.
Тенденцию обозначают такую: в первой половине этого года мобильный рынок дополнительных услуг вырос на четверть, если сравнивать с годом ранее. Казалось бы, можно радоваться. Но скептики считают, что рост произошел «по инерции». Ведь трудно сразу отказаться от привычки качать новые рингтоны или картинки.
Однако коль пришла пора затянуть пояс, то тут уж не до скачиваний по мобильному. Упомянутые эксперты J’son &Partners прогнозировали, что до конца нынешнего года падение выручки от дополнительных мобильных услуг должан была составить 14%. Ожидалось, другими словами, что положительная динамика сменится на отрицательную.
А вот свежие данные: на прошедшей недавно в Санкт-Петербурге 6-ой конференкции по вопросам дополнительных услуг мобильной связи о росте мобильного контента в России. Если в прошлом году, объем рынка составил 840 миллионов USD, то по итогам этого года должен достичь 930 миллионов USD. Отметки в 1 миллиард «зеленых» эти показатели должны достигнуть в следующем году.
Без посредников
Какие же еще перемены происходят? На Украине, например, операторы сотовой связи начинают отказываться от услуг компаний-посредников. Получается та же экономия. Действительно, зачем переплачивать третьему лицу, когда товар можно получить непосредственно у правообладателя?
Сотовый оператор «Киевстар» уже заключает прямые договора, в обход посредников. Впрочем, другие компании не спешат расставаться со старыми партнерами. МТС Украина, например, продолжает сотрудничество с посредниками, не без выгоды для себя. Для того чтобы получать контент напрямую от правообладателя, нужно иметь большой штат сотрудников, работающих в данном направлении. А это дополнительные ресурсы, которые тоже необходимо беречь.
Желание отправиться в самостоятельное плавание и поставлять мобильный контент клиенту лично объяснимо. Компании-гиганты за много лет работы нарасталили немалые абонентские базы. Пришла пора извлекать прибыль, не деля ее ни с кем.
Подписка без лимита
Какими стали потребитель и сам контент с тех пор, как была скачана первая мобильная картинка? Эксперты считают, что абонент пошел более грамотный и разборчивый. А значит, теперь ему требуется качественный и недорогой контент. Появился, в свою очередь, богатый выбор.
Более «продвинутыми» стали мобильные устройства, которые используются для скачивания и пользования контентом. Наконец, начала устаревать мобильный протокол WAP. В этом сегменте потребление уменьшается. Пользователи все чаще обращаются к классическому Интернету. Ну, а с развитием сетей нового поколения WAP-протокол станет еще менее востребованным. О полном завершении его работы пока говорить рано.
Еще держатся на плаву традиционные виды контента. Это, к примеру, картинки, простые java-игры, рингтоны и мелодии. Вообще, как утверждают знатоки, с музыкой связана примерно половина всех закачек. В общемировой практике сегодня популярны два пути распространения мобильной музыки: с помощью стриминга и по подписке. Если воспользоваться стримингом, придется смотреть рекламу. Подписчики от такой обязанности освобождены.
В будущем ожидается, что подписка станет «безлимитной». То есть платить придется не за каждую песню, а за право просматривать любой трек из каталога. Введение абонентской платы, очевидно, устроит большинство клиентов.
Еще пара копеек о подписке. Мировая общественность высоко отзывается об опыте сотрудничества российского оператора связи МТС с Sony. Пример для западных правообладаталей показателен. В данном случае используется модель подписки, что приносит неплохую прибыль.
От приложений до «тяжелого»
Другное популярное направление среди пользователей – использование различных приложений. Последние относят к весьма перспективным направлениям. В прошлом году скачивание приложений принесло 14% от общемирового дохода мобильного контента.
Как только наберут силу сети третьего поколения и появится большое число абонентов с доступом к скоростной передаче данных, стоит ожидать развития «тяжелого» контента.
Что это такое? В общем, то, что большого объема, много «весит» - телевидение, качественное видео. За контентом из сетей 3G будущее. Старые услуги приходят на смену новым. Именно так считают оптимисты, которые с уверенностью смотрят на развите рынка мобильного контента. Положительных моментов здесь немало. Вот один из них: сегодня абоненты все чаще становятся участниками социальных сетей. Их рост, благодаря мобильным сервисам, увеличивается во всем мире на 173% ежегодно!
Мобильный Интернет: спада не будет
Оптимисты считают, что о снижении спроса говорить не приходится. Просто потребитель пока привыкает к новому, ожидает лучшего. Развивается мобильный Интернет, а значит, у пользователя появляется потребность в новых услугах.
Кстати, по поводу Интернета для сотовых. Российские эксперты отмечают рост в этом сегменте. Почему? Дело в том, что в некоторых регионах быстро и недорого подключиться к «большой» сети не получается.
Выручает «мобильная» разновидность глобальной паутины. Нередко это единственный шанс попасть в глобальную сеть для современного пользвателя, живущего в глубинке. Спрос на мобильный Интернет увеличивается, и это поможет увеличить доходы от дополнительных услуг.
©
Владимир Лунин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 10 декабря 2009 г.